Содержание
Старение автомобиля – естественный процесс. В жизни каждого автомобилиста наступает момент, когда уход ха «старичком» становится настолько обременительным в материальном и ресурсном плане, что идея избавиться от него становится навязчивой. К сожалению, рынок подержанных авто в последнее время перенасыщен, поэтому поиски потенциального покупателя зачастую растягивается на месяцы и даже годы.
Между тем существуют достаточно эффективные методы ускорения этого процесса – качественная предпродажная обработка, выставление на продажу по адекватным (рыночным) ценам. Впрочем, об этом знают все. А вот тот факт, что хорошие, сделанные на почти профессиональном уровне фотографии также являются фактором, увеличивающим вероятность быстрой продажи на 10-20%, для многих неизвестен. Между тем это статистические данные, которые собираются владельцами соответствующих сайтов очень легко.
Во многих случаях (если не сказать – в большинстве) фотосессия расскажет о состоянии вашего автомобиля гораздо больше, чем мог бы узнать потенциальный покупатель из телефонного разговора. Поговорка «доверяй, но проверяй» здесь более чем актуальна. Да и для продавца удачно сделанные кадры позволят значительно уменьшить временные затраты на телефонные переговоры. Заинтересованный вашим автомобилем сможет оценить многие детали, которые либо ещё больше подогреют его интерес, либо заставят пройти мимо вашего объявления. Это действительно важно – иногда достаточно одной незначительной детали, чтобы принять решение о покупке или об отказе от неё.
Мы понимаем, что пользоваться услугами профессиональных фотографов могут не все. Впрочем, автомобильная фотосессия для продажи имеет множество специфических нюансов, о которых профессионал может и не знать. Сегодня мы расскажем, на что именно нужно обращать внимание и как самостоятельно сделать качественные и информативные фотографии, используя подручные средства.
Подготовка машины к фотосъёмке
Ваша задача – показать покупателю «товар лицом», то есть представить в наиболее выгодном свете – завуалировать недостатки и выпятить очевидные достоинства. Без подготовки автомобиля сделать это посредством фотоаппарата будет проблематично. Впрочем, многие сайты объявлений, особенно специализированные, предъявляют ряд требований к таким фотографиям, так что это не пустая формальность. К фотосессии своего четырёхколёсного друга необходимо подходить со всей серьёзностью и ответственностью – в конце концов, это убережёт вас от множества ненужных вопросов.
Если вы привыкли мыть машину на автомойках по самому дешёвому тарифу, то в данном случае нужно будет раскошелиться. Вам стоит лично проконтролировать, чтобы и намёков грязи не было не только на открытых кузовных деталях, но и на кромках порогов, нижней части бамперов, зеркалах заднего вида, колёсах. После мойки авто должно подвергнуться сушке сжатым воздухом – потёки никоим образом не украсят фотографию, а при неудачном ракурсе и вовсе могут вызвать подозрения в целостности кузовного покрытия со всеми вытекающими последствиями.
Если машина будет сверкать и блестеть – о вас сложится мнение как о рачительном хозяине, который заботится о ней. А значит, высока вероятность, что даже весьма пожилой автомобиль находится в хорошем состоянии и им стоит заинтересоваться.
Разумеется, приведение внешности авто в идеальный порядок не означает, что о салоне следует забыть. Скорее наоборот – зачастую именно по снимкам интерьера делаются окончательные выводы о том, стоит ли делать первый звонок. Так что тщательная чистка салона должна обязательно входить в ваш прейскурант. Если обивка сидений грязная – имеет смысл заказать (или выполнить самостоятельно) химчистку – вы удивитесь полученным результатам. Автоперекупщики, кстати, прекрасно об этом осведомлены и не жалеют денег на подобные процедуры, после которых даже потрёпанный автомобиль выглядит в разы свежее и моложе.
Нужно ли производить мойку в моторном отсеке? Однозначно – да, но фанатизм здесь не совсем уместен: блестящий двигатель скорее вызовет подозрения в попытке сокрыть мелкие или крупные недостатки в виде подтекающих патрубков или прокладок. Так что стоит ограничиться только чисткой пластиковой защиты силового агрегата и самого заметного навесного оборудования, включая расширительный бачок, аккумулятор и прочие узлы.
Чем фотографировать
Профессиональный фотоаппарат – удовольствие не просто дорогое, а очень дорогое. В этом достаточно убедиться, просмотрев соответствующие объявления в интернет-магазинах. Если вы планируете фотографировать машину на продажу самостоятельно, у вас есть два альтернативных варианта: бюджетная мыльница или смартфон. Фотоаппарат, скорее всего у вас устаревший – ведь такая техника меняется относительно редко. Другое дело – смартфоны: они устаревают ещё до того, как их перестают выпускать. Модели последних поколений обладают прекрасными матрицами с разрешением, которое и не снилось лучшим профессиональным аппаратам всего лишь 5-7 лет назад. И это преимущество компенсирует основной недостаток телефонов – слабую оптику, которую не втиснешь в плоское тело.
Так что хорошего смартфона вполне достаточно. Главное – чтобы линза объектива была идеально чистой, а памяти было достаточно для нескольких десятков снимков. Впрочем, по сравнению с видео фотографии почти не занимают места. Накануне фотосессии стоит также позаботиться о полном заряде аккумулятора, иначе все ваши подготовительные мероприятия пойдут насмарку.
Согласно общим негласным правилам, вам потребуется около десятка фоток в разных ракурсах:
Полный вид в анфас/профиль, ¾ сзади и спереди с обеих сторон, фотка сзади и несколько фотографий в салоне.
Съёмка по периметру делается для того, чтобы показать отсутствие изъянов (по крайней мере, видимых), но здесь большое значение имеет разрешение фотографии. Заинтересовавшийся вашим авто должен иметь возможность рассмотреть фотки более детально без потери качества. Мегапиксельной камеры для этого явно недостаточно.
Теперь немного о настройках камеры смартфона. Если вы не являетесь специалистом в области фотографии, лучше ограничиться стандартными опциями – в большинстве смартфонов по умолчания используется режим «автомат», который способен делать качественные снимки, самостоятельно оптимизируя настройки в ограниченном диапазоне. Если вы попытаетесь перейти в ручной режим, то в большинстве случаев не добьётесь заметного улучшения качества. А вот ухудшить его намного проще – достаточно серьёзно изменить один из многочисленных параметров. И чаще всего восстановить исходное значение не удаётся, поскольку вы просто не запомнили, что и как меняли.
Единственная характеристика, которая понятна интуитивно и которую можно попробовать изменить – это баланс яркости. С контрастностью лучше не играть – здесь грань между допустимым и недопустимым слишком тонка.
Выбираем место и время для фотографирования
Делать снимки где попало – идея плохая, но именно так поступают очень многие продавцы. И дело здесь не в отсутствии вкуса – сказывается банальное отсутствие опыта и знаний. Между тем достаточно обратить внимание на многочисленные бесплатные объявления (неважно, чего именно) и сравнить их с профессиональной рекламной продукцией – разница будет огромной, даже если рекламируется один и тот же товар.
Так и в нашем случае – от удачно выбранного фона зависит общее восприятие даже не автомобиля, нет, а самих снимков. Причем такая оценка обычно происходит на подсознательном уровне. Общее правило рекламной фотографии – фон должен быть по мере возможности контрастным. Допускается сближение тонов, но желательно, чтобы в любом случае фон был однотонным. Добиться этого просто на улице сложно, учитывая тот факт, что делать снимки придётся с разных ракурсов.
Чего не нужно делать – фотографировать машину на фоне старых облезлых зданий, гаражей, избегать попадания в кадр портящих впечатление деталей типа мусорных баков или столбов, обклеенных объявлениями. Выезжать на природу в поисках обворожительного пейзажа тоже не нужно: найти такой вам всё равно вряд ли удастся. Достаточно отыскать площадку, соседствующую с ровной и гладкой стеной, цвет которой диссонирует с тоном автомобиля. Но в этом случае придётся переставлять машину несколько раз, чтобы все снимки получились примерно одинаковыми.
Важно и время съёмок. Здесь тоже существует общее правило – фотосессию следует выполнять накануне размещения объявления. Согласитесь, изучение фотографий, сделанных на фоне сугробов, когда на улице июльский зной, вызовет обоснованные подозрения, что вы как минимум полгода безуспешно пытаетесь продать машину. И что это очень и очень подозрительно. Так что фотки на доске объявлений в любом случае должны соответствовать сезону. А ещё лучше, если они будут нейтральными. Этого можно добиться, если фотографировать в помещении. Например, в подземном паркинге. Здесь главное – чтобы освещение было на уровне.
Если снимки делаются на улице, первое правило фотографа – избегать фотосессии при ярко светящем солнце. Даже если оно не светит в объектив, всегда найдутся объекты, которые отразят солнечные лучи и приведут к появлению бликов. Так что лучше выбирать время либо рано утром, либо примерно за час до заката, когда интенсивность солнечного излучения минимальна, но достаточна для качественных снимков.
Если нет возможности фотографировать утром или вечером, достаточно найти затенённую площадку – например, северную сторону здания. Удачным временем считается облачная погода. Сплошная облачность даёт очень мягкий и ровный свет. Помните, что правильно фотографировать машину для продажи означает по мере возможности скрыть мелкие дефекты типа царапин – при ярком солнечном свете они, скорее всего, будут видны. Так что и вспышкой злоупотреблять тоже не стоит, ибо она даёт примерно такой же эффект. Избегайте также постановки машины в тени деревьев – она неоднородна, и результат будет даже хуже, чем снимки на ярком солнце.
Ещё одно важное правило – на фотографии не должно быть бросающихся в глаза посторонних предметов. Это касается и других автомобилей, и просто прохожих. Взгляд потенциального покупателя должен быть сосредоточен только на вашем предложении. Если из-за недостатков камеры снимки в тени получаются тусклыми, можно фотографировать и на солнце, но при этом оно обязательно должно находиться за спиной.
Ракурсы съёмки
Переходим к самому главному – как правильно фотографировать авто для продажи. Безусловно, чтобы правильно передать красоту конкретной модели, нужно быть профессионалом. Передача объёма и стремительных линий обвода кузова – это искусство. Но нужно ли это нам? Очевидно, что мы не намереваемся выставлять машину на престижном автосалоне, наша задача – предоставить потенциальному покупателю максимум информации о её состоянии. А для этого её нужно сфотографировать с разных сторон, чтобы о вашем автомобиле сложилось целостное впечатление.
Вот примерный план снимков:
- по периметру – спереди/сзади, слева/справа;
- под углом 45-50° спереди/сзади и с обеих сторон;
- крупный вид открытого багажника/капота;
- фотки колёс, а также бамперов с оптикой.
Панорамная съёмка – это единственный способ продемонстрировать, что экстерьер авто не содержит изъянов. Если вы предоставите снимки, скажем, только трёх сторон, то обязательно возникнут подозрения, почему нет четвёртой. Раз так, что владелец наверняка что-то скрывает…
Высота съёмки не столь важна – здесь у вас есть возможности для экспериментов. Обычно фотографируют стоя. Это не самый лучший ракурс, но вполне приемлемый. Лучше сделать снимки машины с уровня груди. При боковых снимках желательно, чтобы колёса смотрели или ровно, или были повёрнуты диском наружу, но никак не внутрь. Словом, основная идея – показать, что вам скрывать абсолютно нечего, что машина, несмотря на возраст, находится в идеальном или близком к нему состоянии. Силу впечатления, произведённого внешним видом, недооценивать не стоит – это, в общем-то, конёк всех видов искусств.
Фотографии багажника тоже важны, поскольку позволяют оценить его объем и удобства пользования, не заставляя ради этого лезть в интернет и заниматься поисками. Многие продвинутые покупатели никогда не согласятся на покупку, не оценив состояния порогов, так что не лишними будут и фотографии с открытыми дверьми (если вам нечего скрывать).
Просуммировав всё вышесказанное, можно сделать вывод, что понадобится минимум с десяток фотографий. В целом правило «чем больше, тем лучше» здесь работает, но если вы будете им злоупотреблять, получатся однотипные снимки, половина из которых не будут нести ни смысловой, ни информативной нагрузки. К тому же многие рекламные площадки вводят ограничения на количество размещаемых фотографий, так что с этим тоже придётся считаться, отбирая для показа только самые лучшие и удачные ракурсы. Различные художественные изыски здесь не нужны – фотки должны быть информативными, чтобы на их основании принималось положительное или отрицательное решение о покупке.
Но и здесь имеются исключения. Если ваш автомобиль особенный, вполне допустимо сконцентрировать внимание заинтересовавшихся на том узле, который и выделяет авто из массы других, сфотографировав её крупным планом. Одной фотки будет достаточно, увлекаться не стоит. Большая часть снимков должна отображать общие стандартные планы.
Нужен ли вид сверху? В принципе такой ракурс не помешает – такое разнообразие пойдёт на пользу, позволяя более правильно оценить объёмную структуру машины. Помните, что текст, изобилующий техническими подробностями, запоминается плохо, в отличие от зрительных образов – так уж устроен наш мозг.
И ещё один важный момент. Нужно ли фотографировать недостатки автомобиля, предназначенного для продажи? Если их много, то спрятать всё не удастся. К этому нужно относиться спокойно – приготовьтесь к тому, что заинтересованные лица появятся, но потребуется снизить цену, чтобы сделка состоялась. Но и при единичных дефектах скрывать их не имеет особого смысла – вам не придётся оправдываться при личной встрече. Если потенциальный покупатель увидит, что вы лукавите, договариваться будет намного сложнее. Разумеется, злоупотреблять описанием недостатков тоже не стоит – упомяните их вскользь, а на снимках сделайте их видимыми, но без возможности детализации. В конце концов, посетители подобных ресурсов прекрасно понимают, что на рынке подержанных авто идеального транспортного средства не найти – изъяны будут в любом случае.
Главная идея предпродажной фотосессии – показать, что ваш автомобиль очень хорош, на этом и следует сконцентрировать внимание. Посмотрев на получившиеся фотки, вы должны решить для себя – заинтересовала бы вас такая машина? Если да, то вы всё сделали правильно, пускай и не на профессиональном уровне.
Фотографии салона
Судить о состоянии машины только по внешнему виду – очевидный моветон. Это должен понимать и продавец, так что съёмке интерьера следует уделить не меньшее внимание. Здесь тоже существуют свои стандарты – в частности, обязательным считается снимок крупным планом передней части, с обязательным захватом как торпеды, так и центральной консоли. Фото задней части салона тоже считается стандартом де-факто. А вот детализованные снимки рулевого колеса, дверных карт, обивки допустимы только в том случае, если эти детали находятся в удовлетворительном состоянии.
Учтите, что внутри машины освещение недостаточное для качественных фоток, так что эту проблему придётся решать.
Четырёх-пяти интерьерных кадров будет достаточно. Не забудьте сфотографировать приборную панель так, чтобы были хорошо различимы показания спидометра, это важно. Если в авто установлен крутой мультимедийный комплекс различными гаджетами – стоит отобразить и его.
При фотографировании следуйте простому правилу – обязательно делайте повторные снимки, возможно, с незначительным изменением угла или высоты съёмки. В этом случае у вас появится возможность отбора лучших кадров, а вероятность вообще остаться без важного ракурса будет сведена к минимуму.
Постобработка
Вообще-то этот термин предполагает выполнение действий, направленных на улучшение конечного результата. Но не нужно думать, что для этого необходимо иметь доскональные навыки владения фотошопом. Такие операции, как кадрирование, производимые с целью избавления от лишних предметов, а также изменение контрастности/яркости и баланса цветов выполняются в принципе тривиально, причём в практически любом графическом редакторе. И в большинстве случаев этого вполне достаточно для существенного улучшения качества снимков. От ретуширования следует отказаться – применение этого приёма означает, что вам понадобилось что-то скрыть. И даже если его выполнил профессионал, следы вмешательства всё равно полностью спрятать не удастся, внимательный пользователь это заметит и сделает соответствующие выводы.
Уровень технической оснащённости современных смартфонов настолько высок, что по мощи процессорного блока они уже мало в чём уступают ноутбукам и даже настольным системам. И всё же заниматься постобработкой фотографий на телефоне даже при наличии хорошего приложения – не удобно. Так что лучше заниматься этим на компьютере: результаты будут ощутимо лучше, а времени вы потратите не в пример меньше. Многие графические редакторы предлагают набор стандартных фильтров, с помощью которых вы сможете исправить огрехи экспозиции, подкорректировать баланс белого, словом, добиться более приятного вида снимков. Увлекаться не стоит – такие изыски могут завести вас очень далеко от желаемого результата, а неопытные пользователи рискуют при этом потерять исходные фотографии, и тогда фотосессию придётся повторять.
И вообще ваша основная задача – информировать покупателя о состоянии предлагаемой машины. Если снимки и содержат какие-то изъяны, вовсе не факт, что они повлияют на принятие окончательного решения. Более того, необработанные фотки, скорее всего, будут выдержаны в едином стиле и тональности, а вот бессистемная обработка различными фильтрами лишит галерею этого преимущества.
Вполне вероятно, что вы уже раньше пробовали себя в этом деле, вам понравилось, и вы считаете себя неплохим специалистом в этой сфере. Попробуем охладить ваш пыл – если ваши фотоработы нигде не выставлялись и не подвергались анализу со стороны критиков-экспертов, то, скорее всего, ваши представления об идеальном снимке вряд ли будут совпадать с таковыми у потенциального покупателя. Так что усердствовать с постобработкой не стоит.