Добрый день. Из сегодняшней статьи вы узнаете, как покупать машину с рук. Статья написана бывшим перекупщиком и, традиционно для нашего сайта, содержит множество фото и видео материалов.

Для простоты восприятия, статья разделена на шаги.

Шаг 1 — Поиск автомобиля.

Вариантов для поиска автомобиля, при покупке с рук, всего 4 — доски объявлений в интернете, газеты, авторынки, сарафанное радио.

В последнее время, авторынки и сарафанное радио отмирают.

Самые популярные сайты где ищут автомобили с пробегом — авито, авто.ру и дром. Я не могу выделить однозначного лидера, на дальнем востоке популярнее drom, в Москве – autoru, в Санкт-Петербурге — avito.

Алгоритм поиска следующий:

Переходите на сайт, выбираете интересующую вас марку и модель, настраиваете фильтр «только от частных лиц» ищите объявления, которые вас «зацепят».

Вот небольшое видео про то как смотреть объявления на авито:

Желательно не покупать автомобили у перекупов, но без опыта, по телефону, матерого перекупа вы не вычислите….

На многих сайтах советуют не уточнять по какой машине или прямо спрашивать вы перекуп или нет…. Это все ерунда!

Когда у меня стояло в продаже 5 машин, я просто покупал по одной сим карте на машину, далее сим карта ставилась в дешевый телефон, а по наклейке сзади kia rio 2015 красная, пробег 117 я могу рассказать все что угодно и поверьте, вы будете до приезда на осмотр считать что вы только что нашли тот самый автомобиль о котором мечтали!

Не надо задавать глупый вопрос — «вы собственник?», я на него всегда отвечал утвердительно — «да я собственник, право собственности перешло по ДКП от  число и ФИО последнего лица, на котором автомобиль стоял на учете.».

Большинство покупателей такой ответ устраивал, ручаюсь они даже не понимали, про что идет речь…..

Правильные вопросы — автомобиль оформлен на вас? Вы вписаны в ПТС?

Звоните по понравившимся объявлениям и спрашивайте:

  • что с документами, есть ли с ними проблемы… Это самый главный вопрос, если у машины проблемы с документами, а покупаете вы ее не на разбор, откажитесь от покупки…
  • есть ли запреты на регистрационные действия и их причины?
  • какие проблемы есть по кузову (уточните про ДТП до 2015г, с этого момента все ДТП попадают в базу ГИБДД), состояние номерных узлов, гниль на порогах, арках, низах дверей.
  • что с двигателем (дым при пререгазовках, дым на горячую/холодную, посторонние шумы и стуки, наличие катализатора)?
  • какая  комплектация автомобиля, исправен ли кондиционер?
  • общее состояние автомобиля, какие вложения требуются в ближайшее время.

Если ответы на все вопросы вас устроят, можете договариваться на осмотр в удобное время…

Важно помнить, что хорошие варианты уходят быстро. Если вы видите что машина в продаже 3 месяца, цена у нее вкусная и посмотрели объявление 8000 раз, можете даже не звонить и не тратить время… что то с этой машиной точно не так, иначе, ее давно бы купили….

Шаг 2 — осмотр автомобиля.

Автомобиль желательно осматривать в светлое время суток и в ясную погоду. Дело в том, что большинство кузовных дефектов не видны в сумерки или при искусственном освещении.

Проверка документов.

Осмотр автомобиля начинаем с документов, если документы проблемные, это здорово экономит время и деньги.

Берем у продавца ПТС и СОР, и проверяем автомобиль по вин коду на сайте ГИБДД.

Владелец в ПТС, СОР и период владения должны совпадать.

Смотрим число владельцев и периоды владения, историю ДТП (но лучше не доверять местам повреждений и их тяжести), запрет на регистрационные действия.

Берем паспорт владельца и проверяем его долги через сайт судебных приставов. Это необходимо делать т.к. приставы не всегда накладывают запрет на регистрационные действия, даже при наличии оснований для этого.

Если автомобиль не старше 10 лет, обязательно проверяем его на залоги и обременения. Единого реестра залогов до сих пор нет, поэтому оптимально для всех проверок использовать сайт автокод. Там и проверка комплектации, и запреты на регистрацию, и ДТП, и такси, и залог и стоимость проверки всего 200 рублей.

Если при проверке вы обнаружили проблемы и не понимаете, как их устранить, лучше отказаться от покупки….. Поверьте лучше 2-3 дня поискать нормальный вариант, чем 2-3 месяца снимать запреты, или 2-3 года ходить по судам и доказывать право собственности.

После проверки документов переходим к осмотру автомобиля. Самый дорогой элемент конструкции автомобиля — кузов, поэтому осмотр машины начинаем с него.

Осмотр кузова.

Если общий внешний вид вас устраивает, внимательно осмотрите номерные элементы — на них не допускаются следы сварки, нестандартного герметика и коррозия затрудняющая чтение номера.

Осмотр кузова начинаем с зазоров, они могут быть с палец, если вы просматриваете ВАЗ или со спичку, если вы просматриваете иномарку, но в любом случае, зазоры должны быть ровными.

Далее смотрим стекла. Будет здорово если они все сделаны в одно время….  Если часть стекол сделана раньше или позже времени выпуска автомобиля, это повод посмотреть более внимательно кузов на предмет ДТП.

После этого, желательно прощупать автомобиль толщиномером, если есть опыт, толщиномер не обязателен….

Вот видео с демонстрацией работы толщиномера:

Внимание, до толщина краски до 400 микрон это не страшно, если вы покупаете не новый автомобиль, просто деталь перекрашена!

Важно отличать зашпатлеванную вмятину и плоскость из шпатлевки.

Пример шпатлеванной вмятины:

Пример плоскости из шпатлевки:

Ничего страшного в том, что у автомобиля будут вмятины, покрытые шпатлевкой нет, страшно, когда вся плоскость сделана из шпатлевки т.к. она в любом случае треснет.

Понять что под краской, вам поможет толщиномер, или простукивание….  Да продавец вам будет рассказывать про шумоизоляцию в 3 слоя, но относитесь к этой информации критически….

Если по кузову фундаментальных проблем нет, салон не требует замены, и соотношение цена-качество, вас устраивает переходим к проверке двигателя.

Проверка двигателя.

Вообще у нас на сайте есть статья про то, как проверить двигатель при покупке, поэтому очень кратко.

Первым делом смотрим в выхлопную трубу, в ней не должно быть следов масла. Если вы покупаете бензиновый автомобиль, труба должна быть сухой!

Внимание, для дизеля допустима черная сажа, но никаких масляных капель!

После этого достаньте масляный щуп и проверьте уровень масла.

Внимание, если в двигателе много или мало масла, это должно вас насторожить. Низкий уровень, скажет о том, что двигатель кушает масло, а владелец за  этим не следит.

Высокий уровень говорит о невнимательности владельца или о желании скрыть проблемы с давлением масла.

Визуально осмотрите двигатель на предмет подтеков масла, идеально, если моторный отсек был вымыт несколько недель назад и успел запылиться.

Каждый подтек масла это повод для торга — одно дело подтек под прокладкой клапанной крышки (500-3000 в зависимости от машины), и совсем другое передний сальник распределительного вала (от 5 т.р.).

Теперь можно запустить двигатель. После запуска двигателя проверяем:

  • что не горит лампа проверьте двигатель;
  • что в работе двигателя нет посторонних шумов;
  • что двигатель работает ровно, без пропусков зажигания;
  • что двигатель не дымит сизым или черным дымом.

Если все эти пункты выполняются или если все вас устраивает, можно переходить к тестовой поездке.

Тестовая поездка.

Перед тестовой поездкой обязательно проверьте давление в шинах и осмотрите резину. На резине не должно быть следов износа говорящих о неправильном схождении, а  давление в колесах слева и справа должно быть одинаковым. Перекачать и приспустить колеса  старый прием, которым пользуются перекупы, чтобы скрыть, что машину тянет в сторону.

Для начала сделайте 1-2 круга вокруг квартала.  Во время этой поездки постарайтесь аккуратно собрать пару колдобин или лежачих полицейских и ускориться при вывернутых колесах.

Если при проезде ям вы не слышите ударов и не наблюдаете раскачивания автомобиля, это хорошо.

Если при ускорении с вывернутыми колесами вы не слышите хруста, это отлично (гранаты целые).

После, желательно прокатиться по трассе — разгонитесь с максимальной интенсивностью, до 120-140 км/ч. Разгон должен быть ровным, без провалов, не должно быть воя и гула со стороны трансмиссии и ступичных подшипников.

При переключении передач не должно быть рывков и ударов, плавно сбросьте скорость до 40-50 км/ч и произведите интенсивное торможение. При торможении обратите внимание на вибрацию руля.

Если после тестовой поездки вас все устроило, а автомобиль стоит дороже 300 000 рублей имеет смысл заехать на сервис и поднять его на подъемник.

Осмотр на подъемнике.

Можно просто заказать комплексный осмотр на сервисе, стоит это не дорого, но здорово экономит время. Если вы не хотите оплачивать эту услугу, можно просто арендовать подъемник.

На подъемнике осмотрите:

  • Днище на предмет прошлых ДТП и коррозии.
  • Ступичные подшипники и элементы подвески на предмет износа.
  • Узлы и агрегаты на предмет утечки технических жидкостей.

На этом осмотр машины можно считать законченным.

Шаг 3 — заключение договора купли продажи.

Если после осмотра вы приняли решение покупать, порядок действий следующий:

Заполняете вот этот договор в 3х экземплярах  (для ГИБДД, для продавца и для покупателя) если продавец отказывается указывать полную стоимость можно в его договоре ее уменьшить, никто эти договоры не проверяет. А вообще у нас на сайте про это есть отдельная статья.

Желательно, чтобы продавец расписался в 2-3 договорах. Так, при ошибках, у вас появится возможность поправить договор без поездок к продавцу, особенно актуально при покупках в другом регионе.

Забираете у продавца ПТС, СОР, два комплекта ключей и автомобиль.

Поздравляю, вы купили машину, с момента подписания договора она ваша.

Со дня покупки у вас есть 10 дней для того чтобы поставить автомобиль на учет. Если 10 день приходится на выходной, время для постановки на учет увеличивается.

Шаг 4 — оформление в ГИБДД.

Образец заполнения:

Заполняем все разделы (1), кроме тех которые предназначены для сотрудников ГИБДД (2).

С этим заявлением, ПТС и СОР, приезжаете в то подразделение ГИБДД, в котором будете производить постановку на учет. И проходите т.н. «сверку», график сверки можно узнать по телефону или на сайте. Единого графика нет, у каждого подразделения он свой.

При сверке инспектор произведет осмотр машины, проверит номерные агрегаты и заполнит заявление. Этот же инспектор расскажет  можно ли вам сохранить номерные знаки, от этого зависит размер госпошлины за регистрацию автомобиля.

Если у инспектора не возникло вопросов,  можно делать страховку ОСАГО. Возможно, для этого придется сделать диагностическую карту.

Также вам необходимо оплатить госпошлину за регистрацию транспортного средства.

Размер пошлины вам скажет инспектор при осмотре, если вы у него спросите.

Реквизиты для оплаты пошлины можно получить в этом же отделении ГИБДД. Кстати, если оплатить госпошлину через сайт «госуслуги», вы получите скидку в 30%.

Через сайт «госуслуги» записываемся на визит в ГИБДД, можно конечно и в порядке живой очереди, но это потребует длительного ожидания.

В окно регистрации необходимо отдать:

  • Паспорт собственника транспортного средства или доверенность и паспорт производящего, регистрационные действия.
  • Квитанцию об оплате госпошлины
  • Договор купли-продажи автомобиля.
  • Паспорт транспортного средства
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства
  • Полис ОСАГО (его проверяют на подлинность)
  • Заявление о постановке на учет с отметкой о сверке номерных агрегатов
  • Государственные регистрационные знаки, в случае если регистрация производится с их заменой.

Паспорт вам вернут!

Как правило, вас попросят подождать 15-30 минут в зависимости от загруженности инспектора.

После этого вам выдадут:

  • ПТС с отметкой о регистрации за новым собственником
  • Новое свидетельство о регистрации
  • Полис ОСАГО
  • Новые ГРЗ, в случае если вы заказывали их замену.

Все, регистрация автомобиля завершена, можно переходить к эксплуатации

Шаг 5 — празднование покупки…

По традиции крупные покупки принято обмывать, но советую вам не «жестить». Обязательно посмотрите статью, о том, сколько алкоголь выветривается из крови и ни в коем случае не садитесь за руль в нетрезвом состоянии.