Творческая работа художника, будь то холст или кузов автомобиля, стоит недешево. Мало кто имеет среди знакомых такого мастера, как Александр Кальдер, который в 1975 первым разрисовал спорт-купе BMW 3.0 CSL для своего друга Эрве Пулена, знаменитого гонщика. Через сорок лет на помощь каждому приходят трафареты для аэрографии. С помощью нехитрых заготовок можно самостоятельно нанести эксклюзивный рисунок на автомобиль, который ничем не будет отличаться от работы мастера.

Виды лекал

Шаблон или трафарет для аэрографии классифицируются по типу использования, материалу изготовления, простоте изображения и пр.

Одноразовые шаблоны для аэрографии изготавливаются из мягкой пленки или плотной бумаги, могут использоваться только один раз. Если в процессе рисования основа плохо установлена на крыле или капоте, бумага или пленка загибается, аэрография может быть испорчена.

Профессиональные или многоразовые трафареты используют до 100 раз, изготавливаются они из пластика или плотного картона. Широко используются художниками в мастерских, студиях и пр. Применение готового эскиза позволяет снизить цену до 70%, увеличивается скорость работ, водитель может за час получить расписанный капот и разрисованные диски.

В зависимости от материала, трафареты для аэрографии на авто выделяют следующие:

  • пленка, чаще самоклеющаяся;
  • плотный полиэтилен обычный;
  • картон с глянцевым краем;
  • фольга со свинцовым покрытием.

Основы под изображение имеют классификацию по типу нанесения краски:

  1. Опорные. Используются для нанесения части эскиза, изготавливаются из плотного материала.
  2. Локальные. На шаблоне изображается весь рисунок или его главный контур, чаще используется пленка, после база выбрасывается.
  3. Лекало. Позволяет наносить четкие линии для больших изображений при окраске двери или капота. Изготавливается из пластика.

Преимущества применения готовых форм перед авторским рисунком очевидны. Многие, поддавшись моде, выбирают похожие по стилистике изображения. Это сюжеты фэнтези, мифология, тема милитари. Шаблоны позволяют быстро сделать рисунок на основе общих форм.

Используя заготовки можно не беспокоиться, что рисунок получит размытые края из-за недостаточного опыта мастера. Трафареты позволяют наносить линии, делать переходы цвета любой сложности, использовать ретушь и тень. К тому же трафаретное изображение в сотни раз дешевле, чем работа художника. Выбирая готовую основу, водитель заранее знает форму, цветовую гамму, может прикинуть, как изображение выделит его ТС и пр. Добавление художественного видения позволяет сделать шаблонный рисунок единственным.

Аэрография используется как альтернатива полной перекраски кузова, если проводились рихтовочные работы. Эскиз будет наноситься на грунтовку и скроет дефекты ремонта, сколы или царапины.

По статистике авто с необычной и яркой аэрографией угоняют в семь раз реже, чем машины с однотонным кузовом.

Как делать трафареты для аэрографии

Пленка для аэрографии считается лучшим материалом для изготовления масштабного шаблона. В основе находится винил или полиуретан с клеящейся стороной, которая защищена подложкой.

Хорошим вариантом остается бумага, намного проще сделать эскиз на такой основе и вырезать его. Сложность остается в том, что бумажный трафарет необходимо дополнительно укрепить.

Шаблон из тонкого пластика самый надежный, но сделать его самостоятельно достаточно сложно. На нем можно обозначить только общие контуры изображения, при прорисовке деталей будет необходимо дополнительно использовать либо пленочный шаблон, либо бумажное лекало.

Пошаговая инструкция, как сделать шаблон из бумаги:

  1. Выбрать рисунок в черно-белом цвете.
  2. Перенести эскиз на бумагу копированием или печатанием через принтер.
  3. Если используется тонкий картон, то проклеить сторону без изображения, если трафаретная бумага — приклеить лист к картону.
  4. Вырезать, используя канцелярский нож.

Можно самостоятельно сделать резак из лезвия. Для этого нужно разломать лезвие пополам, закрепить бритву между резиновыми вкладышами, острием наружу. Затем вставить резак в пластиковый корпус ручки или маркера.

Аналогично можно сделать трафарет из пленки с небольшими дополнениями:

  1. Перед резкой закрепить пленку неподвижно.
  2. Крупные части вырезать ножницами, мелкие — бритвой.

Чем мельче эскиз, тем податливее должен быть материал. Если рисунок большой, то основа должна быть жестче. Для рисунка на весь кузов используют мягкий пластик.

Как рисовать

Главное правило при использовании шаблонов для аэрографии — это плотно приклеить базу к основе. Если рисунок небольшой и вырезан на бумаге, можно прилепить заготовку к кузову с помощью воды:

  1. Немного смочить один край трафарета и приложить к машине.
  2. Протереть поверхность сухой тряпкой без ворса. Обязательно проследить, чтобы не было зазоров.
  3. Сделать аэрографию, дать краске высохнуть.

Бумага или сама отвалится от кузова, или ее просто нужно снять. Линии рисунка при этом останутся идеальными. Часто бывает, что необходимо прорисовать дополнительные детали по первой основе краски. Здесь необходимо подготовить несколько бумажных шаблонов и клеить их водой уже по аэрографии.

Пластиковые или картонные трафареты используются многократно. Сложность аэрографии с этими подручными средствами в том, что если неплотно приклеить трафарет к кузову, то краска затечет за край, и рисунок будет испорчен. Для предотвращения проблемы нужно:

  1. Наклеить двусторонний скотч по краю трафарета. Не оставлять отогнутыми мелкие внутренние детали.
  2. Плотно приложить трафарет.
  3. Распылить краску и дать ей высохнуть.
  4. Снять трафарет. Защитить пленкой клеящую часть шаблона от прилипания пыли и мусора.

Рисование с помощью лекал — это самый простой способ сделать масштабную аэрографию в стиле кубизма, языков пламени, переходов линий. Мастера часто не фиксируют лекало на кузове, а держат его рукой, рисуя четкие границы.

Для качественной аэрографии необходимо не только подобрать трафарет, но и выбрать аэрограф, обязательно с фильтром, и соответствующую краску. После работы рисунок необходимо дополнительно лакировать, используя автомобильные полироли и защитные лаки.