Содержание
Дроссельная заслонка – один из важнейших элементов топливной системы. Её правильное положение обеспечивает оптимальное качество топливной смеси, поступающей в цилиндр. Если она функционирует неправильно, работа двигателя нарушается – он не заводится, теряет тягу, а то и вовсе глохнет.
За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки
Единственное, за что отвечает датчик дроссельной заслонки, это измерение её положения в любой момент. Эти данные нужны для автоматической её коррекции. Во время езды режим работы двигателя постоянно меняется, состав и количество смеси нужно постоянно регулировать, для чего и нужен этот датчик.
Как только вы нажимаете на газ, контролер по датчику определяет положение дроссельной заслонки, и при необходимости меняет её положение, чтобы изменить количество воздуха, попадающего в цилиндры. Так происходит постоянно, и водителю не нужно самостоятельно управлять этим процессом.
Что такое ДПДЗ? Это простое электрическое устройство, которое меняет сопротивление в зависимости от угла поворота заслонки. В простейшем варианте это обычный потенциометр. Его сопротивление влияет на поведение управляющего устройства, которое может изменить положение заслонки в нужный момент. Сейчас разработаны разные конструкции этого важного устройства, но цель у них одна – измерять положение заслонки в любой момент.
Где находится устройство
Любой опытный автолюбитель знает, где находится дроссельная заслонка – между воздушным фильтром и впускным коллектором. Её периодически надо чистить, и можно легко заметить на её оси небольшое устройство – это и есть датчик. Он расположен на оси, потому что измеряет угол поворота, и это очень простое решение. Само устройство довольно маленькое и простое.
Конструкция и принцип работы ДПДЗ
Сейчас распространены два типа датчиков:
- Резистивные, или потенциометрические.
- Магниторезистивные.
Устройство датчика положения дроссельной заслонки первого типа очень простое. По сути, это обычный потенциометр, или переменный резистор, имеющий три контакта. Один подключается к массе, другой к плюсу источника питания 5 Вольт, а с третьего снимаются показания напряжения. Оно меняется при повороте оси – ползунок потенциометра перемещается по резистивному неподвижному контакту.
Когда заслонка закрыта полностью, сопротивление потенциометра максимально, и на его контактах снимается напряжение около 0.5 – 0.7 В. Когда она полностью открыта, сопротивление минимально, и снимается напряжение около 4 В. Так можно всегда узнать положение заслонки в зависимости от напряжения, выдаваемого датчиком.
По похожему принципу работают и магниторезистивные конструкции, но в них нет скользящих контактов, поэтому такая конструкция более долговечна, но и более дорогая. Здесь используется чувствительный к магнитному полю элемент и магнит. При повороте оси магнит смещается, и электроника датчика также реагирует на это изменение, изменяя выходное напряжение.
Сейчас более распространённым вариантом служит первый, как очень простой. Но использование скользящих контактов отражается на надёжности и долговечности – в среднем такое устройство может отъездить 50 тысяч километров. Поэтому сейчас всё чаще используют магниторезистивный вариант, не использующий контактов – он может продержаться более 100 тысяч километров.
Причины поломки датчика
Рано или поздно, появляются признаки поломки датчика положения дроссельной заслонки. Двигатель перестаёт запускаться, глохнет, ведёт себя нестабильно, заливает свечи – проявления бывают разными. Причинами неправильной работы этого элемента становятся:
- Стирание контакта, точнее – его токопроводящего напыления. Из-за этого датчик перестаёт работать совсем или даёт неверные показания.
- Износ подвижной части. Из-за постоянного трения подвижный контакт истирается, и постепенно перестаёт контактировать с неподвижным.
- Контакты могут окисляться или загрязняться. Это приводит сначала к нестабильному их соединению, а потом оно и вовсе теряется.
Выход чаще всего один – замена детали полностью. Но менять лучше сразу на бесконтактную версию – она прослужит дольше.
Алгоритм самостоятельного тестирования ДПДЗ
Если есть симптомы неисправности этого узла, можно в этом убедиться, так как проверить датчик положения дроссельной заслонки очень просто. Ведь это простейшее устройство, которое выдаёт разное напряжение на выходе в зависимости от поворота оси. Поэтому потребуется мультиметр в режиме измерения напряжения.
- Подключить прибор к контактам датчика и убедиться, что на него вообще подаётся ток – должно быть примерно 5 Вольт. Если его нет, причина не здесь. Это надо делать при заведённом двигателе.
- Подсоединить прибор к выходному разъёму и к оси – так можно измерить выходное напряжение. При вращении оси напряжение должно меняться от 0.7 до 4 Вольт. Если оно не меняется, это неисправность датчика.
- Как вариант предыдущего шага – измерение сопротивления датчика. Двигатель надо заглушить, а мультиметр переключить в режим измерения сопротивления. Измеряя его между массой и сигнальным контактом, можно получить разные значения – при закрытой заслонке оно составит около 1 кОм, а при открытой около 2.3 кОм. При повороте заслонки оно должно меняться в этих пределах.
- Разобрать ДПДЗ и осмотреть токопроводящую дорожку. Если дорожки стёрты, то придётся заменить.
- Осмотреть все контакты и соединения. Если на них есть загрязнения, надо их очистить. Если есть слабая пайка, пропаять заново.
Если такая проверка датчика не дала результатов, и признаки неисправности всё равно остаются, то придётся его менять. Вообще, проверить ДПДЗ на работоспособность очень легко, а вот починить бывает возможно не всегда. Это возможно, если контакты просто загрязнились или окислились, и невозможно, если они износились, особенно токопроводящая дорожка. Тогда придется этот узел просто заменить – это сделать тоже просто.
Замена ДПДЗ
Последствия отказа датчика положения дроссельной заслонки очень серьёзны – автомобиль практически перестаёт работать. Отремонтировать его не всегда возможно, да и рассматривать этот вариант стоит, как самый крайний, когда нет возможности купить новую деталь. В других случаях нужно произвести замену, тем более, это не сложно. Рассмотрим этот процесс по шагам:
- Перед работой посмотреть, чтобы зажигание было выключено, тогда на ДПДЗ не подаётся питание.
- Отключить от ДПДЗ разъёмы и открутить крепящие его винты – их обычно всего пара штук.
- Установить новый датчик так, чтобы ось заслонки точно встала в посадочное гнездо.
- Повернуть ДПДЗ вокруг оси, чтобы совместить крепёжные отверстия и вкрутить винты.
- Подключить разъёмы.
На этом замена завершена, но работа не закончена. В некоторых автомобилях нужно произвести регулировку, но не во всех. В моделях ВАЗ, например, этого не требуется.
Также требуется удалить из памяти компьютера ошибку ДПДЗ. Делается это просто – на ночь снять клеммы аккумулятора, и данные обнулятся. Если ошибка остаётся, то со временем она должна исчезнуть самостоятельно. Если этого не происходит, придётся обращаться в сервис, чтобы её убрали.
Иногда требуется регулировка путём обучения компьютера, ведь данные нового ДПДЗ могут отличаться от старых. Нужно полностью закрыть дроссельную заслонку. Затем надо отключить аккумулятор примерно на 15 минут, затем подсоединить его и включить зажигание на несколько секунд, но двигатель не заводить. Подождать ещё 15 секунд – компьютер запомнит характеристики датчика при полностью закрытой заслонке.