Ford Mondeo Цена: от 2 000 000 р. В продаже: с 2018 г.

ТЕОРИЯ

Из двух видов доступного частному потребителю газа сжиженная пропан-бутановая смесь уже заняла свою рыночную нишу. Другое дело газ сжатый, или, как говорят профессионалы, компримированный, КПГ. В отличие от сжиженного топлива, здесь основой служит метан. Собственно, это тот же самый природный газ, который горит в домашних конфорках, и тот же самый, который планируется качать по Силе Сибири, Турецкому и Северным потокам. А поскольку до поступления потребителю он подвергается минимальной подготовке, то — дешев и относительно доступен. Сжижению при обычных температурах он не поддается, потому наполняет баллоны под давлением 200 атмосфер и измеряется не в литрах, а в кубометрах при пересчете на атмосферное давление.

Все видели автобусы с рядком длинных баллонов на крыше, грузовики с такими же баллонами под платформой. А заправки, как правило, не блистали сервисом и дизайном и размещались в дебрях промзон. Теперь же Газпром зарегистрировал специальный бренд и значок для заправок, а также переоборудовал несколько штук на современный лад. Что интересно, заправкам не требуется собственный транспорт: газ к ним идет по трубе.

Распространение автомобилей на метане в большинстве стран происходило под давлением или при стимулировании государства. В перспективе просматривается минимум один такой рычаг: на сжатом газе относительно легко уложить выбросы в рамки Евро-5 и даже Евро-6. А вот с бензином это гораздо более сложная задача.

В частном пользовании в России машин на сжатом газе не много. Хотя определенная перспектива наметилась: в прошлом году АвтоВАЗ выпустил две модели с аббревиатурой CNG. Здесь заводским способом установлена аппаратура для использования метана. Напрашивалось заполнение ниши автомобилей более высокого класса на этом топливе. И долго ждать не пришлось: первопроходцем выступила фирма АВИЛОН, дилер компании «Форд» с 1993 года, на сегодня крупнейший, и ее «Форд Мондео».

ЗНАКОМСТВО

На борту так и значится: «Первый в России серийный автомобиль бизнес-класса на газомоторном топливе». Ключи мне передают торжественно, рядом с офисом ФГУП «Мосавтогаз» Министерства энергетики Российской Федерации и компании «Газпром газомоторное топливо». Дальше небольшой инструктаж и поехали.

И сразу вопрос, который потом мне задавали множество раз: как оно едет? В принципе, «Мондео» в обычном бензиновом варианте появился на рынке не вчера. Но не устарел, актуален и популярен. Он слегка приземист, зрительно прижат к дороге, фары прищурены, и с первого взгляда ясно — перед тобой не травоядный. Безусловно узнаваема задняя светотехника.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Он неглуп: например, всегда абсолютно вовремя сам переключал фары с ближнего на дальний и обратно, корректировал границу ближнего света и «заглядывал» линзами за угол. Услужлив: оперативно подогревал то, что хотелось подогреть. В смысле сиденье, руль, стекла и зеркала. Мне всегда нравилось, как «Мондео» этого поколения рулится. Четко, уверенно. Интерфейс управления электронной начинкой автомобиля прост и без двусмысленностей, привыкаешь быстро. Даже к двадцати двум кнопкам на руле.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Однако вопрос был не в этом, верно? Вас интересовало — как едет. Точнее, разгоняется. Молва приписывает машинам на газовом топливе снижение характеристик, неспешность, замедленность реакций. А я вам скажу: не заметил такого.

Современный двигатель имеет высокую степень сжатия, его мозги способны сместить точку зажигания пораньше (октановое число газа примерно 110), распределенный фазированный впрыск газа с отдельным блоком управления несравнимо точнее простеньких смесителей первых поколений газового оборудования. Так что едет машина практически одинаково, что на газе, что на бензине. Эксперимент с переключением топлива на ходу также ничего не выявляет. Доля секунды переходный режим, и все — едем как раньше.

Понятно, что можно выловить какие-то нюансы на беговых барабанах или полигоне, ближе к предельным нагрузкам. А в городе, на шоссе, в обычном движении вы ничего не почувствуете. Добавим сюда автоматическую коробку передач, и разница будет абсолютно нивелирована.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Поскольку на знакомство с машиной была целая неделя, нашлось время внимательно все рассмотреть. Газовый баллон емкостью 80 литров разместился за спинкой дивана; со стороны багажника его закрывает панель. Хорошо, что я не люблю лыжи, а для доставки рассады этот класс автомобиля не характерен. Длинномеры исключены. И багажник, конечно, уменьшился. Мог быть еще меньше, если бы установщик выбрал 90‑литровый баллон. Но тогда бы пришлось перемещать запаску. В нынешнем варианте она осталась на своем месте и достаточно доступна.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Баллон за перегородкой. Доступ к запаске почти не затруднен.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевлеТест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Вид на композитный баллон со стороны салона.

Под капотом легко обнаружить двухступенчатый редуктор и газовые форсунки системы, а ближе к радиатору — заправочное устройство. Им я пользовался трижды, закачивал 6, 14 и 20 кубометров. 20 — это полная вместимость. Зримое различие в нелинейности процесса. Если при заправке бензином колонка отщелкивает цифры в одном и том же темпе, сжатый газ в пустой баллон поступает быстро, потом процесс замедляется, а когда и вовсе замирает — готово, больше не закачать.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Справа от масляного щупа нетрудно увидеть отличие от бензинового автомобиля: газовые форсунки.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Двухступенчатый редуктор, снижающий давление газа.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Наконечник заправочного шланга. Такой у «Мосавтогаза»...

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

...а «газпромовский» больше похож на бензиновый «пистолет».

Вообще, заправок со сжатым газом примерно в 100 раз меньше, чем бензиновых, что требует определенного расчета при составлении маршрута, который легко проложить, используя специальное приложение Мосавтогаз. На сегодня в Московском регионе работает 14 АГНКС, из которых 8 станций Мосавтогаза, 5 АГНКС «Газпром газомоторное топливо» и одна партнерской компании. По информации Газпрома, в первом квартале 2019 года планируется открыть 4 АГНКС компании «Газпром газомоторное топливо» и 1 Мосавтогаза.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Современная заправка «Газпрома».

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Заправка «Мосавтогаз».

Как правило, на заправки приезжают грузовые автомобили и автобусы. На одной нам сообщили, что регулярно бывают «Лада Веста CNG». А вот за мной как-то заправлялся целый «Линкольн Навигатор». Был он с армянскими номерами; как выяснилось, в Армении около половины всего парка автомобилей работает на метане. Страна, конечно, бедная — но «Навигатор»…

БЕЗОПАСНОСТЬ

Что характерно, никто из рассказывающих ужасы сам не был свидетелем проблем с автомобилями на сжатом газе. Риск повреждения в аварии и тем более разрыва композитного баллона ничтожно мал, статистика говорит, что скорее вспыхнет бензин из бака. Утечку, если она случится, почувствует человек с минимальным обонянием по характерной отдушке — меркаптану. Метан легче воздуха и накопить его в опасной концентрации тоже достаточно сложно, в автомобиле он просто моментально развеется. На заправках после подключения к колонке просят отойти от автомобиля — но здесь вопрос скорее в предосторожности на случай разрыва шланга, все же 200 кг/см2 — это немалое давление. В самой машине гибких шлангов с газом нет, а автоматический клапан перекроет баллон при обнаружении утечки.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Кнопка «газ-бензин», она же показывает объем газа в баллоне. Четыре светодиода в нижней части горят зеленым — баллон полон.

ЭКОНОМИКА

За неделю я проехал около 500 км и сжег около 40 кубометров газа. Теперь считаем: 17,5 рубля за кубометр. То есть всего на топливо потрачено 700 рублей, и каждый километр обошелся в 1,4 р. При движении в тех же условиях (город, зима) на бензине ушло бы литров 50 АИ-95 на сумму около 2200 рублей, что составит уже 4,5 р./км. Для активного водителя, проезжающего в год, скажем, 50 тыс. км, вроде незаметная трехрублевая разница накопит 150 тысяч рублей. Иначе говоря, он за год полностью окупит газовое оборудование, да еще сэкономит.

Тест-драйв Ford Mondeo CNG. На метане дешевле

Так вы точно хотите возить в салоне лыжи? Неплохой лыжный бокс на крышу стоит тысяч 30… И еще останется на какие-то несомненно нужные вам опции.

Эксплуатационные расходы

Пробег автомобиля за время теста500 км
Средний расход топлива8 м3/100 км
Периодичность техобслуживания15 000 км/12 мес.
Стоимость ТО у официального дилера (ТО-1/ТО-2)13 300 / 17 200 р.
Стоимость ОСАГО для данного автомобиля13 000 р.
Стоимость каско для данного автомобиля57 564 р.
Транспортный налог5215 р./год
Стоимость 1 км с учетом пробега 20 000 км в год (топливо, ТО, ОСАГО, каско и транспортный налог)6,5 р./км
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

В 1980‑е годы понятие «бизнес» в нашей стране считали скорее негативным. Потому газобаллонную «Волгу» ГАЗ-24‑27 называть бизнес-авто не вполне корректно. Хотя по классу, с учетом особенностей того времени, она к «Форду Мондео» и близка. Около тысячи таких автомобилей трудились в такси, расходуя на каждые 100 км пробега по 8 кубометров газа из своих трех 50‑литровых баллонов. В последующие годы газобаллонное оборудование ставили на ‑самые разные машины, в том числе бизнес-класса. АВИЛОН оказался первым, кто не только установил аппаратуру, но и получил на автомобиль сертификат одобрения типа, что делает его по факту серийным. Покупателю машины это экономит время и деньги на оформление ее газовых возможностей.

Источник: http://5koleso.ru/