Содержание
Умение водить автомобиль – очень полезный навык, облегчающий человеку каждодневные задачи. Родители могут оперативно перемещаться между детскими садами, школами и развивающими занятиями, домохозяйкам не потребуется тратить собственные силы на таскание продуктов, а деловые люди успевают намного больше, передвигаясь между разными районами города или даже пригорода.
Автомобиль относится к транспорту повышенной опасности, поэтому начинающие водители испытывают вполне объяснимый страх перед поездками по городу в плотном потоке машин, мотоциклов и пешеходов.
К сожалению (или к счастью), Россия – не Индия, где граждане не могут позволить себе обучение в автошколе, а потому осваивают вождения самостоятельно в меру своего понимания. А во время сдачи экзамена водителям–самоучкам достаточно просто без проблем тронуться с места, осуществить правый поворот и затормозить – и права у них в кармане.
Кто же быстрее, понятнее и качественнее научит чувствовать автомобиль и его габариты, разбираться в тонкостях ПДД, чувствовать себя уверенно за рулем и предугадывать поведение других участников дорожного движения — традиционная автошкола с годами отработанной учебной программой или частный инструктор с индивидуальным подходом к каждому ученику?
Учебный график
Неоспоримым преимуществом индивидуального инструктора является возможность составить график занятий таким образом, чтобы успевать и с работой, и с домашними делами. Кроме того, персонального учителя можно будет попросить о конкретном маршруте поездок. Ученик может попробовать более трудную трассу или, наоборот, путь полегче для начала. А может попросить проехать по тем местам, где у него есть дополнительные дела, например, заскочить в химчистку, совместив полезное с приятным.
При занятиях в автошколе каждому ученику будет предоставлен конкретный инструктор, с которым также можно обговорить взаимоудобное время для встреч. Однако если компромисс не будет найден, ученику придется подстроиться под расписание своего учителя.
Автомобиль для обучения
В автошколах не существует единых критериев для технического состояния или моделей учебного транспорта. Каждая машина обязательно должна иметь второй комплект педалей сцепления и тормоза, с помощью которых инструктор может выручить растерявшегося ученика во время сложного маневра. Это первое и последнее требование, поэтому начинающий автомобилист может получить отечественный автомобиль без гидроусилителя руля, от чего будут болеть руки под конец занятия, с разбитой трансмиссией и прочими неприятными проблемами, которые могут испортить все удовольствие от вождения.
При выборе частного инструктора есть возможность сразу уточнить техническое состояние, марку его машины, наличие той или иной коробки передач. К примеру, ученик планирует в будущем ездить только на автомобилях с автоматической коробкой, так зачем ему тратить время и силы на освоение тонкостей работы со сцеплением?
Механизм обучения
Поток учеников в автошколах очень велик, поэтому учебный план давно «обкатан», заучен до автоматизма и направлен на отработку ключевых навыков для сдачи экзамена на получение прав.
При сотрудничестве с частным инструктором можно будет разработать свою программу. Если водитель действительно опытный, он уже на первом-втором занятии определит слабые и сильные места своего ученика, скорость усвоения учебного материала и реакцию на дороге, страх или чрезмерную дерзость в процессе вождения.
Исходя из этого анализа, он определит, каким образом следует строить взаимоотношения и план обучения со своим подопечным. Кому-то потребуется десяток занятий ездить по прямой трассе, чтобы перестать бояться автомобиля, а кто-то уже через неделю попросит курс экстремального вождения. Здесь важен тот факт, что нет ограничения по времени обучения и длительности каждого конкретного занятия, а инструктор не загнан в рамки учебного курса.
Стоимость
Стоит признать, что полный учебный курс в автошколе обойдется намного дешевле, чем только лишь занятия по вождению с частным инструктором. Причем, исходя из разброса цен, эта разница может составлять от 30 до 70%.
Однако если смотреть по итоговым показателям каждого метода обучения, то выгода персональных занятий налицо. Часто ученики договариваются о дополнительных уроках с инструктором автошколы, и даже такой метод приносит намного больший эффект. Ведь только в индивидуальном порядке можно обсудить все вопросы по процессу вождения и проработать наиболее проблемные маневры.
Обучение классическому вождению будет бюджетнее, чем экстремальному, но во втором случае водитель научится мгновенно реагировать на любую дорожную ситуацию и чувствовать машину, как собственный организм. Поэтому если начинающие водители проживают в регионе с гористой местностью и крутыми серпантинами или в холодном районе с частными снегопадами и наледью, а также если их работа будет связана с дальними поездками, в том числе и в ночное время, им лучше переплатить и пройти именно экстремальный курс.
Сдача экзамена на получение прав
Программа обучения в автошколе максимально направлена на успешную сдачу экзамена на право управления автомобилем. Он проходит в ГИБДД и состоит из двух частей: теоретической и практической. Теорию проверяет специальная компьютерная программа, составленная в виде тестов на знание правил движения, оказание медпомощи при ДТП и прочих важных аспектов. Если экзаменуемый не набрал достаточное количество баллов во время теоретической части, он не будет допущен к практике. Когда ученик сдает вождение, вместе с ним в автомобиле помимо автоинспектора будет находиться и инструктор, который поддержит и освежит знания по грамотной езде.
Если водителя всему научит частный инструктор, для допуска к экзамену в ГИБДД ему все равно потребуется тот комплект документов, который готовит автошкола.
Как выбрать частного инструктора
В Англии к вождению автомобиля допускаются с 17 лет, а уже через 5 лет стажа любой водитель может стать полноправным автоинструктором.
В нашей стране следует очень тщательно выбирать себе преподавателя в силу менталитета соотечественников и их пренебрежения законами и правилами. На какие основные критерии следует обращать внимание:
- Возраст – молодость инструктора вовсе не означает его неопытность. Но с другой стороны, молодые более беспечны, жаждут рисковать и красоваться, поэтому их стиль вождения может оказаться вовсе не тем, который нужен, например, 40-летнему ученику.
- Наличие документа – если ученик остановит свой выбор не на инструкторе из лицензированной автошколы, неплохо бы проверить у своего учителя наличие свидетельства на право обучения. Особенно это относится к тому инструктору, который обещает научить экстремальной езде.
- Стаж – равно как выпускник медицинского института еще не является врачом, так и человек с правами – пока не опытный водитель. Понимание дорожной ситуации, умение быстро оценивать и реагировать на ситуацию, хладнокровие и способность донести эти свои знания до другого формируются с годами регулярного нахождения за рулем. Стаж должен быть не менее 3 лет, а километраж – нескольких тысяч километров.
- Манера вождения – определяется при пробной поездке с потенциальным инструктором. Ученику должно быть комфортно и безопасно, он сможет прислушаться к речи, насколько понятно инструктор объясняет свои действия. Заодно следует последить за поведением водителя — не резок ли он, соблюдает ли сам ПДД, как относится к другим участникам движения, ведь все это он впоследствии передаст своему ученику.
- Общение и половая принадлежность – кажутся не самыми существенными, но, тем не менее, очень важными критериями. Если при общении по телефону или при первой встрече инструктор витиевато строит фразы, не может сформулировать мысль, вставляет множество слов-паразитов и нецензурной речи, его обучение будет столь же сумбурным и непонятным. Что касается пола инструктора, это личное ощущение каждого начинающего водителя. Девушки могут стесняться молодых мужчин и больше отвлекаться на флирт, а не на учебу. А мужчины, особенно в солидном возрасте, вряд ли станут серьезно воспринимать девушку в качестве своего преподавателя.
- Автомобиль – должен быть технически исправным, чтобы во время поездки не глохнуть, не дымить и не дергаться. Обучаться на отечественном автопроме старого образца или на неисправной машине не просто трудно, но еще и опасно. Если ученик заранее уверен, что в будущем будет приобретать только модели с автоматической трансмиссией, то и в качестве учебного автомобиля следует выбирать именно такую конструкцию.
Где найти хорошую автошколу или частного инструктора
В обоих случаях советы будут одинаковыми:
- интернет, который пестрит не только объявлениями, но и полезными отзывами на частников и учебные заведения;
- рекомендации друзей, родных, коллег, который могут подробно описать свой опыт обучения в обоих случаях со всеми преимуществами и недостатками.
В Америке автошколы абсолютно не пользуются популярностью — здесь молодые люди уже с 16 лет могут получить в полиции разрешение на учебу, после чего спокойно нарабатывать опыт с собственными родителями, например.
В России каждый желающий сесть за руль должен пройти обязательный курс в автошколе, но как именно и с чьей помощью впоследствии получать реальные навыки вождения – личный выбор каждого.