Содержание
Наверное, каждый водитель не раз слышал о чип-тюнинге, но не все имеют достаточное представление о сути данной процедуры. В этой статье мы попробуем досконально ответить на самые злободневные вопросы и подробно осветить эту тему.
Работу двигателя современного автомобиля контролирует ЭБУ — электронный блок управления. В этом блоке установлена специальная программа, которая отображает все технические параметры «сердца» машины. Перепрошивка (переустановка) этой программы с целью увеличения номинальной мощности и повышения экономичности двигателя называется чип-тюнингом. Причем, эта операция в зависимости от типа диагностируемого автомобиля может выполняться двумя методами: на месте путем подключения специального оборудования или непосредственно в лаборатории. Для реализации последнего метода необходимо снятие электронного блока.
Как выполняется чип-тюнинг
Чип-тюнинг осуществляется следующим образом: водитель приезжает в сервис, в котором с помощью оборудования вышеозначенная программа считывается с блока. Затем ее модифицируют. По завершении апгрейда водителя вызывают в сервис, где ему устанавливают уже полностью переделанную микропрограмму.
Бывает, что необходимая прошивка уже имеется — в этом случае время на чип-тюнинг заметно сокращается. Тем не менее, все зависит от того, насколько сложен заказ (тип автомобиля, индивидуальные предпочтения клиента).
После загрузки микропрограммы сервисом устанавливается гарантийный период, в течении которого водителю нужно обкатать автомобиль. Во время обкатки клиент может потребовать внести определенные изменения в программе, если функциональность машины ухудшилась, либо отозвать заказ с возвратом денег. При последнем варианте программа обновляется до заводской. Если фирма таких условий не придерживается, то сотрудничать с ней не целесообразно.
Отстройка программы
Процесс отстройки программы считается одним из сложнейших этапов чип-тюнинга. Во многом он зависит от характера заказа и от, того какая система используется в управлении двигателя. Обычно мастер осуществляет изменение калибровок с учетом пожеланий клиента. Далее он производит подсчет контрольных сумм. Если в базе данных уже имеются калибровки, которые подходят к вашему автомобилю, то их просто экспортируют в программу.
Кстати, проведение данных процедур проводятся без вашего участия. Исключением являются случаи, когда требуется более высокоточная отстройка: к примеру, если машина оборудована турбированным двигателем или имеются модификации Stage 2 или 3. Тогда специалист производит обкатку машины вместе с клиентом — компьютер на ходу собирает нужные сведения для последующей отстройки. Для этого в коллектор производится установка лямда-зонда, который анализирует горючую смесь в различных режимах функционирования двигателя.
Задачи чип-тюнинга
Бытует мнение, что важнейшей задачей чип-тюнинга является повышение мощности двигателя. Но это не совсем верно, ведь с помощью этой процедуры можно изменить кучу других параметров, которые несомненно отразятся на эффективности эксплуатации автомобиля. Если, скажем, автолюбитель не слишком любит быструю езду, чип-тюнеру необходимо выполнить задачу по увеличению эластичности и динамики мотора с таким условием, чтобы расход топлива оставался прежним или вовсе уменьшился.
Автолюбителя может также, например, заинтересовать уменьшение расхода топлива. Также нередки случаи, когда клиент желает, чтобы программа осталась заводской, но поменялась автомобильная комплектация — удалить в микропрограмме сажевый фильтр, катализатор или клапан ЕГР.
Существует несколько целей использования чип-тюнинга.
Рассмотрим наиболее распространенные:
- Тюнинг двигателя;
- Подключение газового оборудования (топливо);
- Использование низкооктанового бензина;
- Изъятие катализатора при переводе на ЕВРО-2;
- Удаление в дизельном двигателе, к примеру, противосажевого фильтра;
- Отключение клапана рециркуляции выхлопных газов (ЕГР);
- Ограничение стандартных оборотов, скорости и прочее;
- Удаление ошибок;
При проведении чип-тюнинга расходование топлива может и повыситься, и понизиться — все зависит от самой поставленной задачи. Если, к примеру, немного подкорректировать динамику, то можно добиться не перерасход, а наоборот — уменьшения потребления автомобилем топлива. Если ввыполнить оптимизацию функционирования двигателя с одновременной балансировкой основных характеристик микропрограммы, подвижность машины может заметно улучшиться, а расход топлива — остаться прежним или снизиться.
Характеристики автомобильного двигателя после выполнения работ
- В среднем, прирост мощности в бензиновых двигателях составляет около 5-7%;
- Что касается бензо-турбированных двигателей, то рост показателей здесь составляет 35%;
- В новых поколениях дизельных моторов прирост мощности может достигать 25 %. При этом расход топлива увеличивается лишь на 5-10 % или остается таким же.
Почему же сам автопроизводитель не меняет прошивку для повышения мощности еще до схода автомобиля с конвейера?
Дело в том, что для европейских автоконцернов мощность не считается важным параметром, и двигатели редко подвергаются форсированию. Причин этому много: это и налоговая политика ряда стран Европы, и введенные стандарты экологии, и много чего еще.
Сегодня экологические параметры автомобиля находятся на первом месте среди прочих характеристик. Поэтому чтобы машина соответствовала установленным стандартам, изготовителю приходиться снижать и мощность, и экономичность. Но иногда причиной «болезни» авто может служить банальная ошибка. Тогда задача чип-тюнера — найти возможность коррекции мощности и использовать те ресурсы, которыми производитель пожертвовал ради экостандартов.
А что насчет заводской гарантии — лишится ли ее автолюбитель при прохождении чип-тюнинга? И тут ответ однозначен – да. Если вы нарветесь на чип-тюнера, который выведет двигатель из строя, то вряд ли кто-то захочет выполнять ремонт или оплачивать его за свой счет.
При этом большинство чип-тюнеров уверяют, что работа и ее результаты проходят практически незаметно, к тому же прошивки создаются на основе заводских программ. Однако по измененным параметрам производитель сразу определит, что программа подверглась вмешательству, и обязательно снимет гарантию.
Стоимость
Здесь все будет зависеть от того, кто будет выполнять чип-тюнинг. Если вы обратитесь к «гаражным мастерам», то с вас в среднем попросят от 1000 рублей. Тогда как ценовой диапазон более серьезных компаний начинается от 7000 за атмосферник с объемом в 1,6 литров и до 30 000 рублей — за многолитровый мотор. При этом специалисты компании самостоятельно разрабатывают индивидуальную программу именно под ваш автомобиль.
Интересно, что у некоторых водителей, подвергших своего «железного коня» чип-тюнингу, включается своеобразный «эффект плацебо». То есть, даже при неизмененных параметрах автовладелец может ощущать заметную прибавку в мощности. При этом он абсолютно не замечает, что попросту стал больше давить на газ. Поэтому во избежание всяких подозрений в арсенале компаний имеются специальные стенды, с помощью которых происходит снятие технических характеристик. Более дорогое оборудование позволяет выполнять работу даже с полноприводными вариантами. А чтобы избавить мотор от возможного перегрева, устанавливаются вентиляторы обдува.
В целом, в ходе процедуре чипования первым делом автомобиль диагностируют на предмет наличия неисправностей. Затем специалисты снимают скоростную характеристику, а оригинальную ЭБУ-программу сохраняют. В случае претензий водителя по поводу качества чип-тюнинга в течении двух недель стандартная микропрограмма возвращается на место. Деньги также возвращаются — по такому отношению к клиентам можно определить, насколько серьезно компания относится к своему делу и стоит ли ей доверять.
Есть также способы проведения чип-тюнинга без непосредственного вмешательства в оригинальную программу — в частности, при помощи тюнинг-боксов. Такая аппаратура производит моделирование сигнала, например, от контроллера к форсункам. При этом в силовом агрегате никаких изменений не делается. Но такие боксы, как правило, разрабатываются для дизельных автомобилей, чтобы повысить экономичность и мощность. Причем их в любой момент можно снять и использовать на другой машине.
Таким образом, подоплека сомнений по поводу целесообразности чип-тюнинга стала более-менее развеиваться. И уже с уверенностью можно сказать, что с помощью данной процедуры действительно можно улучшить характеристики автомобиля. Главное – не прельщаться низкими ценами и не доверяться различного рода горе-мастерам.