В списке оборудования  автомобилей премиум-сегмента присутствует пневматическая подвеска. Она устанавливается как штатная составляющая, так и входит в список дополнительных опций. Но что представляет пневмоподвеска и в чем ее особенности, знает далеко не каждый, а дилеры не всегда указывают достоверную информацию относительно этого типа оборудования.

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Пневматическая подвеска – разновидность подвесок авто, у которой вместо привычных упругих элементов – пружин, торсионов и рессор, для восприятия вибраций от дорожного полотна и предотвращение их передачи на кузов используется сжатый воздух, находящийся в специальных пневмоподушках.

Одной из  особенностей автомобилей с пневмоподвеской является возможность корректировать высоту клиренса в зависимости от дорожных условий.

Пневматическая подвеска не является отдельным типом, она скорее выступает в качестве дополнения к уже существующим видам. Пневмоподвеска входит в состав зависимых, а также независимых рычажных подвесок и стоек МакФерсона.

Часто пневмоподвеска используется вместе с амортизаторами, оснащенными функцией регулировки жесткости. Вместе эти компоненты образуют адаптивную подвеску, используемую на моделях премиум-сегмента.

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Основным составным элементом пневмоподвески являются эластические резиновые подушки (баллоны). Их устанавливают вместо упругих компонентов подвески – пружин или рессор, другие же составляющие подвески остаются неизменными – рычаги, амортизаторы.

Пневмобаллоны могут быть отдельным компонентом в подвеске, или же входить в состав амортизационной стойки (на подвеске МакФерсона), но в этом случае стойка называется уже пневматической.
Сжатый воздух, которым заполняются подушки, играет роль упругого элемента – он принимает на себя колебательные движения, получаемым колесом от дороги. За счет физического свойства газов сжиматься, происходит принятие вибраций, которые амортизатор затем гасит.

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Поскольку подушки эластичные, то при заполнении воздухом, они меняют свою длину. Благодаря этому возможна регулировка клиренса.

Для правильного функционирования пневмобаллонов конструкция пневматической подвески включает в себя еще ряд составляющих. Простейшая пневмоподвеска состоит из:

  • пневмобаллонов на всех колесах (отдельные или в составе пневматических стоек);
  • компрессора;
  • ресивера;
  • осушителя воздуха;
  • блока электроклапанов;
  • системы управления;
  • соединительных трубок;

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Такой тип пневмоподвески можно приобрести отдельно и установить на любой автомобиль.

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И  ПРИНЦИП РАБОТЫ

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?
Компрессор – ключевой элемент пневмоподвески, поскольку этот узел обеспечивает подачу сжатого воздуха. Это несложный по конструкции узел с приводом от электродвигателя.

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Ресивер является накопителем сжатого воздуха. Благодаря этому узлу пневмоподвеска может быстро перенастраиваться – менять дорожный просвет. Ресивер с компрессором связаны между собой не только трубками, а и системой управления, чтобы обеспечить поддержание давления воздуха в ресивере в автоматическом режиме. Для этого в накопитель устанавливаются датчики давления, благодаря которым система управления определяет количество воздуха и пополняет его при сильном расходе путем включения компрессора в работу.

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Поскольку компрессор качает воздух из окружающей среды, то в конструкцию пневмоподвески обязательно входит осушитель, который устраняет влагу.

Блоком электроклапанов регулируется подача воздуха в пневмоподушки в зависимости от заданного режима. На каждый пневматический баллон приходится по одному электроклапану.
Работают электроклапаны от сигналов, поступающих с системы управления.

В простых пневмоподвесках (любительских, которые покупаются в магазине автоаксессуаров) блок управления представлен в виде пульта, устанавливаемого на приборной панели. Этим пультом водитель регулирует степень наполнения пневмобаллонов сжатым воздухом.
Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?
Но в такой конструкции не реализован автоматический режим поддержания уровня кузова. То есть, водитель накачивает подушки до требуемого режима и эксплуатирует авто. Единственное, что возможно при такой конструкции – установить нужный клиренс на ходу.

Работает такая пневмоподвеска очень просто – после запуска двигателя включается в работу компрессор, который нагнетает воздух в ресивер. После наполнения до нужного давления, водитель пультом подает сигналы на каждый из электроклапанов, поэтому воздух наполняет пневмобаллоны – автомобиль поднимается. После перекрытия подачи воздуха, заполненные подушки удерживают кузов на нужном уровне.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПОДВЕСКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ

Заводские пневмоподвески, устанавливаемые автопроизводителями, конструктивно сложнее и включают в себя электронный блок управления со следящими устройствами – датчиками:

  • положения кузова (передние, задние, левые, правые);
  • ускорения кузова;
  • ускорения колес;

Благодаря следящим устройствам пневмоподвеска способна самостоятельно поддерживать положение кузова относительно дорожного полотна независимо от условий движения и загруженности машины. За счет сигналов, поступающих с датчиков, блок управления «улавливает» изменение положения кузова и выравнивает его – на одних пневмобаллонах стравливает воздух, на других наоборот – увеличивает давление.

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Самыми совершенными в эксплуатационном плане являются адаптивные подвески – с регулируемыми амортизаторами. Такая подвеска работает в  автоматическом режиме. При этом она не только поддерживает уровень кузова, а и самостоятельно регулирует дорожный просвет в зависимости от скоростного режима движения, чтобы обеспечить наилучшую управляемость.

При этом адаптивная подвеска не является отдельным узлом, она взаимосвязана с блоком управления двигателем, АБС и другими системами. Это позволяет установкой нужного режима полностью перенастроить поведение авто – установить жесткость подвески, чувствительность рулевого управления, функционирование тормозов, работу мотора и трансмиссии.

РАЗНОВИДНОСТИ ПО КОЛИЧЕСТВУ КОНТУРОВ

Что такое пневматическая подвеска в автомобиле?

Пневмоподвески делятся на три типа по количеству так называемых воздушных контуров:

  1. С одним контуром. В конструкции используется только один электроклапан и два пневмобаллона, установленных на одной оси. Такая подвеска нашла применение только на грузовых авто.
  2. Двухконтурная. Включает в себя два электроклапана. Этот тип подвески применяется как на одной оси (каждый клапан отвечает за наполнение одного баллона), так и на двух мостах (клапан обслуживает две пневмоподушки, установленных на одной оси).
  3. Четырехконтурная. Включает 4 электроклапана, каждый из которых работает со своей пневмоподушкой.

Первые два типа пневмоподвески используется только на грузовых авто, а вот 4-х контурная применяется на легковых автомобилях.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Распространение на авто премиум-сегмента, пневматическая подвеска получила благодаря:

  • Обеспечению плавного хода;
  • Бесшумности работы;
  • Повышению управляемости;
  • Регулировке высоты дорожного просвета;
  • Широкому диапазону настроек (в адаптивно подвеске).

Этими достоинствами, кроме последнего, обладает даже самая простая пневмоподвеска, которой можно укомплектовать любой автомобиль.
Но и недостатков у пневматической подвески немало, что и сказывается на ее распространении. Из основных негативных качеств можно выделить:

  • сложность конструкции;
  • ненадежность;
  • занимает много места;
  • низкая ремонтопригодность;
  • подверженность воздействию агрессивных веществ (касается резиновых составляющих).

«Слабым» звеном в пневмоподвеске являются ее основные рабочие элементы – пневмоподушки. Они изготовлены из резины, поэтому «чувствительны» к химическим веществам, перепадам температуры. При этом баллон отремонтировать невозможно, поврежденный компонент только заменяется.