Известно, что современный автомобиль трудно представить себе без аккумулятора, с помощью которого происходит удобный запуск двигателя. Электролитные АКБ стали оснащать цветовыми индикаторами, которые позволяют определить их состояние. Именно аккумулятор с таким приспособлением поможет избежать множества непредвиденных и неприятных ситуаций.

Для чего нужен глазок у автомобильного аккумулятора

Батарея аккумулятора используется не только для запуска мотора, но и в качестве источника энергии для разнообразного бортового оборудования. Нормальное значение напряжения составляет примерно 13,5 В. Если оно падает ниже 9 В, значит, ситуация стала критической, и АКБ требует срочного заряда. Но как узнать о приближающемся разряде, если батарея ещё выполняет свои функции, либо машина простояла определённый отрезок времени?

Водители со стажем или те, кто любит копаться в своём автомобиле, обычно имеют в гараже вольтметр либо мультиметр. Подключив его клеммы на токовыводы АКБ, можно периодически контролировать уровень напряжения. Однако нынче водители редко приобретают себе подобные девайсы, за исключением, разве что, профессиональных автоэлектриков. Именно поэтому производители АКБ стали устанавливать внутрь корпуса простейшие, но полезные индикаторы-подсказки.

Немало моделей автомобильных АКБ из ценового сегмента выше среднего сегодня оснащаются специальным световым глазком. Не все автолюбители знают, что означает данный глазок. На самом деле, главное предназначение, которое он выполняет, — это давать представление о степени заряда и разряда устройства.

Всё началось с того, что большинство современных аккумуляторов на авто перешли из разряда обслуживаемых в категорию необслуживаемых. С одной стороны, это существенно облегчило жизнь водителям. С другой, невозможно было без вскрытия корпуса установить величину заряда, плотность электролита или уровень. А вот цветовой сигнал, который подаёт встроенная лампочка, поможет водителю оценить, в каком состоянии находится его батарея.

Как работает индикатор и насколько он точен

Многим интересно, как же на самом деле работает и устроен глазок аккумулятора? На самом деле, это никакая не лампочка (ни обычная, ни светодиодная и т. п.). Визуально глазок напоминает лампочку, но это индикатор несколько другого принципа действия. То есть то, что мы принимаем за свет, им не является.

Он представляет собой разновидность прибора-ареометра, который встраивается в нужное место на корпусе. Основная его задача заключается в том, чтобы измерять плотность электролита. Исходя из этого, он сигнализирует водителю конкретным цветом. Необходимый шарик выплывает через стеклянную трубку и дальше показывается нам сквозь специально предусмотренное окошко на корпусе.

Для шарика каждого цвета предназначается своя собственная канавка, по которым они и поднимаются. При полностью заряженной АКБ в окошке показывается шарик зелёного цвета. Если заряда слишком мало, то всплывает красный индикатор. При отсутствии электролита в банках конец канавки оголяется, поэтому водитель видит белый кружок.

Это очень нестандартное и практичное решение. Ведь если бы в корпус монтировали обычные лампочки, то они неминуемо расходовали ток и уменьшали ёмкость аккумулятора. При перегорании возникала бы ещё одна проблема. Нужно как-то вскрыть корпус и заменить, если автолюбитель хочет и далее видеть, в каком состоянии находится аккумулятор.

Однако и в этой конструкции могут быть свои изъяны. Например, шарик заело в канавке, что приводит водителя в недоумение. Оказывается, нужно просто потрясти батарею, и он снова займёт положенное место. В ходе постоянной эксплуатации происходит сульфатация пластин, из-за чего они осыпаются. В рабочую жидкость падают частички свинца и делают её более мутной. Вследствие этого индикатор может передавать неправдивую информацию.

Что означают показания индикатора

Различные обозначения индикатора на аккумуляторе несут разную смысловую нагрузку. Это выражается в цвете, которым горит лампочка в тот или иной момент времени. Основные сочетания, которые применяют изготовители АКБ, — это зелёный, белый, чёрный (либо красный вместо него). Имеет смысл рассмотреть подробнее, что означает каждый из этих цветов.

Итак, основные значения будут такими:

  • зелёный индикатор на АКБ самый хороший и радостный для водителя.
  • белый индикатор приносит не слишком приятные известия. Это значит, что в батарее чересчур низкий уровень электролита. Такое происходит при излишнем перезаряде, когда электролит выбрасывается из банок и переходит в газообразное состояние. Выход только один — разобрать АКБ и добавить свежего электролита, однако он подойдёт лишь для обслуживаемых батарей;
  • индикатор красный (на большинстве устройств бывает чёрным) — показатель критичного уровня заряда, который подсказывает, что нужно срочно заняться дозарядом аккумулятора. Если ничего не предпринимать, то устройство может полностью прекратить вырабатывать ток.

По своей сути, если горит белый цвет, то это свидетельствует о том, что контрольный шарик находится на дне корпуса. Так может произойти потому, что электролита в банке практически не осталось. Для индикатора эта жидкость является ничем иным, как проводником.

Это основные значения или цвета, на которые периодически стоит обращать внимание водителю, эксплуатирующему транспортное средство. Однако индикаторы не совершенны и порой могут лишь примерно отображать реальное состояние батареи. Точный процент заряда и вовсе узнать не получится. А понять, что аккумулятор разряжен на 50% или на все 100%, не представляется возможным. Поэтому и нужно бережно обращаться с этим сложным устройством, правильно хранить его в снятом виде, не допускать полного и частого разряда.