Содержание
Когда приходит время менять колёса, каждый автолюбитель сталкивается с вопросом, какие диски выбрать – кованые, литые, или штампованные. Все они имеют свои плюсы и минусы, да и предпочтения у всех людей разные. Поэтому выбор на самом деле не так прост, особенно, если спрашивать совета у знакомых – каждый посоветует разное, и будет по-своему прав.
Правильный подход – лучше ознакомиться с характеристиками каждого типа, узнать, для каких условий они лучше подходят и какие недостатки имеют. Тогда выбор будет лучшим, так как колёса будут соответствовать автомобилю самым оптимальным образом.
Виды автомобильных дисков
Все колёсные диски разделяются по разным характеристикам – размеру, или диаметру, ширине, типу изготовления:
- Литые.
- Кованые.
- Штампованные.
Так как размеры давно стандартизированы, то у любого этого типа есть варианты любых типоразмеров, самых разных производителей. Поэтому сложности выбора в основном сводятся именно к технологии изготовления. Рассмотрим подробнее их отличия и особенности.
Штампованные диски
Это самый распространённый тип, которые обычно идёт в комплекте с бюджетными автомобилями. Ступица и обод изготавливаются из прокатной стали методом прессования, а затем соединяются сваркой. Это обеспечивает следующие преимущества:
- Небольшая стоимость по сравнению с другими типами.
- Высокая прочность и пластичность – при ударе не трескаются, а деформируются.
- Ремонтопригодность – погнутый металл можно выправить даже без использования сложного оборудования.
Поэтому при небольшом бюджете вопрос, какие диски приобрести – литые или штампованные, почти не стоит. Они достаточно хороши в любых условиях, однако обладают некоторыми недостатками, которые надо учитывать:
Большой вес, в несколько раз больше других типов. И это даже несмотря на отверстия, сделанные как раз для облегчения конструкции.
- Как следствие веса – большая нагрузка на подвеску, снижающая её ресурс.
- Еще одно следствие – меньшая экономичность и несколько хуже управляемость.
- Подверженность стали коррозии, и покраска помогает слабо. При езде в городе, где на дорогах много химических реагентов, колесо может прийти в негодность всего за несколько лет.
- Не очень хороший дизайн, который плохо сочетается с дизайном современных автомобилей. Эту проблему многие с разным успехом решают с помощью пластиковых декоративных колпаков.
В этом и заключается основная разница между штампованными и литыми дисками, которые их лишены, но имеют собственные.
Литые диски
Такой тип изготавливается методом отливки в форме. Поэтому диск и обод здесь – единое целое, что обеспечивает несколько преимуществ:
- Обеспечивает высокую прочность. Чтобы согнуть такое колесо, требуется удар в несколько раз большей силы, чем для штампованного.
- Гораздо меньший вес из-за конструкции с большим свободным пространством – это позволяет легко отличить штампованные диски от литых. Если сравнивать, какой диск легче, штампованный или литой, то второй выигрывает с огромным преимуществом.
- В отличие от штампованных, литые диски выполняются не из стали, а из алюминиевого сплава, что также хорошо сказывается на их массе.
- Малый вес и точная геометрия обеспечивают хорошую балансировку. Это положительно сказывается на долговечности подвески, улучшается управляемость и повышается экономичность.
- Не подвергаются коррозии, за исключением изготовленных из сплавов с использованием магния – их разрушает влага, особенно при нарушении лакокрасочного покрытия.
- Дизайн достаточно привлекательный и разнообразный.
Как видите, такой тип выглядит гораздо привлекательнее, но и он не лишен недостатков:
- Большая стоимость по сравнению со штампованными.
- Для ремонта нужно специальное оборудование, и своими силами невозможно. Стоимость ремонта довольно высокая.
- Долгое время не разрешен спор – какие диски лучше зимой, литые или штампованные. Дело в том, что при низких температурах литьё теряет вязкость и повышается хрупкость. Поэтому устойчивость к ударам снижается. Конечно, всё зависит от того, насколько низкие температуры – при -10 эта проблема неактуальна, а вот при – 30 вполне.
Теперь вы знаете, чем отличаются легкосплавные диски – а так еще называют литые из-за свойств металла, от штампованных.
Кованые диски
Как видно из названия, этот тип дисков изготавливают методом ковки, но не ручной, а механической. Этот процесс похож на штамповку, но если в штамповке используется прокатная сталь, то здесь легкосплавные металлы, как в литых.
Но и от литья разница большая сильно отличается – так как металл не расплавляется, то его структура не нарушается. Из этого вытекают следующие преимущества:
- Небольшой вес, хотя они и несколько тяжелее литых – примерно на 10-25%.
- Разнообразные формы.
- Высокая прочность – такой диск выдержит удар лучше, чем литой, и сломается скорее подвеска, чем он.
- Хорошие показатели по управляемости, экономичности.
Как видите, преимущества здесь такие же, как у литья, а вот недостаток лишь один – еще более высокая стоимость, которая объясняется сложностью технологического процесса. Главное отличие кованных дисков от литых – большая прочность.
Что выбрать
Колёса есть на любом новом автомобиле, вопрос лишь в том – какие они. Если это бюджетный вариант, то скорее всего на нём установлены штампованные диски, в более дорогом могут быть литые диски. Поэтому вопрос выбора штампованных не стоит – они или есть сразу, или переход на них с литья или ковки просто нецелесообразен.
Но что лучше выбрать при самостоятельной покупке – литые или кованные диски? В основном вопрос сводится лишь к финансовым возможностям. Если они позволяют, то лучше всего выбрать кованые – лучшего варианта пока нет. Если это слишком дорого, то можно остановиться на литых – они тоже обладают неплохими характеристиками, притом и дизайн у них весьма привлекательный. Ну а если финансов на эти варианты нет, тогда выход только один – штамповка.