Содержание
Начинающий водитель испытывает невероятную эйфорию от процесса вождения и не подозревает, как много опасностей поджидает его на проезжей части. С ними его учили справляться только в теории. На практике всё обстоит сложнее. И первая опасность, подстерегающая новичка, – это дождь и мокрая дорога. Обычно водитель допускает довольно распространённые ошибки, о которых мы и расскажем.
Не заботится о состоянии автомобильных стёкол
Запотевшие стёкла – главная помеха в вождении автомобиля в непогоду. Во время дождя обычно стёкла в машине закрыты и начинают активно запотевать, вследствие чего видимость по периметру уменьшается в разы.
Что стоит сделать в таком случае водителю?
- Протереть изнутри стёкла специальной тряпкой на основе микрофибры – она прекрасно впитывает влагу.
- Если есть специальная жидкость от запотевания, то лучше брызнуть ей на стёкла и растереть.
- Если ТС оборудовано кондиционером или климат-контролем, включить устройство на несколько минут в полную силу – оно прекрасно сушит и быстро справится с влагой на стёклах. Струи воздуха нужно направить на лобовое и боковые стекла.
Если в машине нет устройств, контролирующих температуру и влажность, нужно приоткрыть стёкла на 1-2 см со стороны, противоположной от дороги. Воздух начнёт циркулировать и запотевшие окна немного подсохнут.
Начинающий водитель не боится начала дождя
Как только начался дождь, начинающий водитель должен помнить об опасности, связанной с покрытием дороги. Водители думают, что асфальтированная дорога, едва смоченная первыми каплями дождя, ещё не представляет опасности. Но это заблуждение!
За время сухой погоды на поверхности дороги образуется незаметный, очень тонкий нанос песка, пыли и ГСМ. Смачиваясь, он превращается в смазку между поверхностью дороги и колёсами, что приводит к нескольким неприятным для водителя последствиям:
- уменьшению сцепления шин с поверхностью проезжей части;
- увеличению тормозного пути;
- уменьшению маневренности машины;
- намоканию тормозных колодок, что приводит к плохому срабатыванию тормозного устройства;
- короткой потере контроля за управлением ТС.
В такой ситуации нужно снизить скорость, отпустив педаль газа и мягко нажимая на тормоз. Скорость движения не должна превышать 40-50 км в час.
Новичок не помнит, что сильный дождь – угроза жизни
Когда дождь идёт стеной, возникает сразу несколько опасностей:
- Эффект «водного планирования», когда между колесом и дорогой образуется водная прослойка, разрушающая сцепление между шиной и поверхностью покрытия дороги. Потеря такого контакта приводит к полной потере управления машиной: она не слушается руля, идёт в занос, и даже самый опытный водитель не способен справиться с данной проблемой. Машину может вынести как на обочину, так и на встречную полосу движения. А на скорости отсутствие сцепления может привести ещё и к многократному переворачиванию автомобиля.
Если водитель чувствует, что руль и тормоза не реагируют на его действия, то не следует резко выворачивать руль, резко нажимать на тормоза. Главное – не терять самообладания и держать чётко намеченный путь по прямой в надежде на то, что сцепление между колёсами и дорогой снова появится.
- Резкое снижение видимости. Бывает так, что водитель не видит ни дорогу, ни помехи на ней даже на расстоянии 3-5 метров впереди машины.
В таком случае нужно:
- медленно снизить скорость, нажимая на тормоз, чтобы водители позади идущих ТС, увидев стоп-сигналы, смогли сориентироваться и тоже притормозить;
- отрегулировать свет фар: в сильный дождь наиболее эффективны противотуманные фары и (или) фары ближнего света. Дальний свет включать нельзя, так как он отражается от водяных капель и слепит самого водителя.
- переждать непогоду: если дождь такой, что двигаться нельзя дальше, то лучше всего включить поворот направо для съезда на обочину, медленно съехать на неё и обязательно включить «аварийку».
- Опасности стоит ждать от впереди и навстречу идущих, а также обгоняющих ТС:
- во время сильного дождя нужно обязательно соблюдать дистанцию. Она примерно должна составлять 100-150 м. Это основное правило не только личной безопасности водителя и пассажиров, но и сохранения машины от аварии. Эти метры позволят быстро отреагировать на яму, большую лужу и избежать забрызгивание лобового стекла от впереди идущих машин.
- Часто встречные машины тоже могут стать причиной опасности, потому что они могут потоком воды из-под колёс «занести» машину волной воды и полностью лишить её видимости на 3-5 секунд. А этого достаточно, чтобы попасть в аварийную ситуацию. Чтобы избежать такой проблемы, нужно постараться вести авто ближе к обочине, но не по ней.
- Стоит отключить круиз-контроль, так как он настроен на хорошую погоду и не сможет определить мокрое покрытие, а значит, неправильно выберет скорость движения.
Начинающий водитель забывает о состоянии колёс
Главное условие безопасного движения по мокрой дороге – неизношенные шины и равномерное давление во всех колёсах.
Нужно помнить, что одинаковое давление во всех шинах обеспечит устойчивость на дорогах, его лучше проверить перед поездкой и подкачать колёса при необходимости. А машина на «лысой» резине в дождь становится неуправляемой.
Новичок не умеет выходить из заноса на мокрой дороге
Заносы автомобиля обычно возникают из-за резкого торможения. Именно в такой момент машина похожа на сани, спускающиеся с горы. Маневрировать невозможно – ТС едет, куда хочет.
Когда машина пошла юзом, следует:
- отпустить педаль тормоза;
- повернуть колёса в сторону заноса;
- затем повернуть их обратно – в сторону движения;
- легонько нажать на педаль газа;
- выровнять рулём колёса.
Движение должно осуществляться на низкой скорости.
Также рекомендации по выходу из заноса вы найдете в этом видео:
Итог
Каждый опытный водитель был когда-то новичком. Опыт приходит во время преодоления опасностей и трудностей. Но на дороге ко всему прибавляется ещё и осторожность. Поэтому, чтобы обезопасить свою жизнь, нужно не рисковать, а сознательно выполнять все инструкции по вождению автомобиля в сложных природных условиях. И тогда дорога станет безопасной.