На автомашине ВАЗ 2101-07 установлен трамблер, регулирующий угол опережения зажигание, как правило, для его остановки используют стробоскоп и ключ на 38 мм, в статье рассказывается, как можно обойтись без этого, используя подручные инструменты.

На автомашине ВАЗ 2101-07 установлен трамблер, регулирующий угол опережения зажигание, как правило, для его остановки используют стробоскоп и ключ на 38 мм, в статье рассказывается, как можно обойтись без этого, используя подручные инструменты.

Трамблер (в просторечье бегунок) устанавливается на старых карбюраторных моделях автомобиля, где нет электронного регулятора зажигания. Сейчас в автосервисах не осталось специалистов по его регулировке, но это можно сделать самостоятельно.

Принцип работы

Трамблер распределяет импульсы, поступающие от катушки зажигания по свечам автомобиля. Внутри его находится контактный прерыватель (бегунок). Он приводится в действие от шестерни привода автомобиля, куда вставлен хвостовик трамблера. На крышке распределителя зажигания крепятся высоковольтные провода, идущие к свечам блока цилиндра.

Важно правильно отрегулировать зажигание:

  • Раннее зажигание замедляет поднимание поршня вверх.
  • Позднее зажигание после прохождения поршнем мертвой точки, приводит потери энергии возгорания.
  • Оптимальный режим начало опускания поршня, после прохождения мертвой точки.

При неправильной регулировке:

  • Расход бензина увеличивается.
  • Мощность двигателя падает.
  • Уменьшается ресурс эксплуатации двигателя.

Регулировка момента зажигания

Для классической регулировки момента зажигания понадобится стробоскоп, ключ на 38 мм с удлиненной ручкой, для проворачивания коленчатого вала.

На коленчатом вале расположены три метки:

  • Короткая черта опережение зажигания 100.
  • Средняя – 50.
  • Длинная – 00 ВМТ (верхняя мертвая точка).

Рекомендуется выставлять опережение зажигания на 50. Для этого проворачивают коленчатый вал. Метка шкива и вала (ВМТ) должны совпасть. Если неизвестно какое было положение бегунка при снятии трамблера, то ориентируемся на наружный контакт, который должен быть направлен в сторону крышки с номером 1 или 3, в зависимости какой из поршней цилиндра находится в ВМТ.

Для этого снимите крышку с трамблера отстегнув пружинные защелки, затем приподнимите бегунок и направьте внешний контакт на один из номеров указанных на крышке. Номерами указаны подключения проводов к свечам на блоке цилиндра от 1 до 4.

Определение ВМТ без ключа

Можно использовать простой метод установки ВМТ, без ключа. Для этого из цилиндра 1 или 3 вывинчиваем свечу, а на ее место вставляем пробку (из резины, бумаги, дерева), затем рывками прокручиваем коленчатый вал с помощью стартера, пробка вылетает из отверстия цилиндра. Значит, он находится в ВМТ.

Условно проводим линию от наружного контакта бегунка в сторону крышки трамблера с номером 1 или 3. Закрываем крышку, фиксируя пружинными защелками.

Для проведения точной регулировки опережения зажигания прогреваем двигатель, не выключая его, чуть ослабляем гайку (ключ 13 мм), затем затягиваем гайку крепления трамблера к блоку цилиндров.

Чтобы уменьшить угол опережения зажигания надо повернуть корпус вправо, для увеличения – влево. Затем затягиваем гайку крепления на корпусе двигателя.

Контрольной лампой, которую можно сделать самостоятельно, можно также провести регулировку. Проверяем сначала зазор в контакте прерывателя (0,35-0,45 мм).

Затем один из проводов подключаем к низковольтному проводу катушки зажигания, второй – к «массе» автомобиля. Включаем зажигание (двигатель не заводим), медленно поворачиваем корпус распределителя, лампа должна загореться, контакты сомкнуты, тухнуть, контакты разомкнуты.


Окончательную регулировку зажигания делаем на ровной дороге. На скорости 50 км/час включаем 4-ю передачу и давим на педаль «газа». Детонация двигателя не должна превысить 3 сек, если она больше – уменьшаем угол, при отсутствии детонации – увеличиваем угол.

Угол регулировки зажигания зависит от марки и качества бензина, состояния автомобиля. Настройка позволяет выбрать оптимальный вариант, увеличивающий мощность двигателя, сокращающий потребления топлива.