Содержание
Автомобиль как средство передвижения уже давно стал незаменимым атрибутом для большинства населения нашей страны, даруя согражданам относительную свободу при выборе маршрута следования. Но время от времени у каждого автовладельца возникают ситуации, требующие перевозки небольших грузов, для которых в багажнике автомобиля места заведомо недостаточно.
Водителям микроавтобусов и набирающих популярность пикапов в таких случаях волноваться не о чём, а вот для легковушек, независимо от формы кузова, это уже серьёзная проблема.
Существует несколько вариантов её решения, от аренды транспортного средства более подходящего до смены автомобиля. Впрочем, существует и значительно более дешёвое альтернативное решение, которое может прослужить вам верой и правдой не один раз. Речь идёт об установке фаркопа, позволяющем задействовать для перевозки грузов автоприцеп.
Функции фаркопа
Под термином «фаркоп» понимают тягово-сцепное устройство, применяемое в качестве вспомогательного средства для буксировки легковым автомобилем прицепов и небольших по габаритам трейлеров. Фаркоп в автомобиле представляет собой металлическую конструкцию, состоящую из двух основных элементов – балки, прикрепляющейся к раме транспортного средства или к предусмотренному конструкцией автомобиля отверстию, а также шарового узла, устанавливаемому на смой балке. Как правило, конструкция фаркопов может различаться в зависимости от модели и марки авто.
Если вы принадлежите к категории активных людей, предпочитающих отдыху на диване путешествия, в том числе и дальние, для которых зачастую одного багажника маловато, фаркоп вместе с прицепом или трейлером станет вашим незаменимым помощником. Заядлые дачники также могут рассказать немало историй, когда это устройство выручало при перевозке урожая к постоянному месту хранения.
Отметим, что некоторые водители убеждены, что фаркоп на машине – это не столько прицепное устройство, сколько дополнительная защита в случае непреднамеренного удара сзади. Это, конечно же, заблуждение – наличие такой жёсткой конструкции только увеличивает последствия в результате подобного ДТП по сравнению с ударом в пластиковый бампер. По этой причине фаркоп должен иметь съёмную конструкцию, позволяющую демонтировать его при поездках, не требующих использования прицепа (кстати, во многих странах ездить с фаркопом без прицепа по вышеозвученным причинам запрещено).
Установка тягово-сцепного устройства – задача отнюдь не тривиальная, особенно если вы намереваетесь изготовить его самостоятельно. Дело в том, что фаркоп должен обеспечить равномерное распределение весовой и инерционной нагрузки в случае использования прицепа. Несоответствие этому требованию напрямую влияет на безопасность дорожного движения – оторванный при разгоне или торможении фаркоп грозит самыми непредсказуемыми последствиями. Так что лучше использовать только заводские устройства, соответствующие вашей модели авто – они сертифицированы и обладают конкретными характеристиками, указывающими на недопустимость использования прицепного устройства, масса которого превышает указанный лимит.
Разновидности фаркопов
Сцепное устройство, изготовленное своими руками, в большинстве случаев обойдётся вам дешевле, чем заводское. Но для этого нужно не просто уметь пользоваться сварочным аппаратом, дрелью и гаечным ключом – вам необходимо рассчитать, какую максимальную весовую и инерционную нагрузку оно сумеет выдержать, что в гаражных условиях сделать практически невозможно. Другое дело – заводское изделие, которое проходит множество испытаний, на основании которых и определяются все важнейшие характеристики фаркопа.
В настоящее время в розничной сети можно встретить сцепные устройства от известных производителей, рассчитанные на большинство современных моделей легковых транспортных средств (включая внедорожники).
В соответствии с принятыми стандартами, заводские фаркопы классифицируют по нескольким показателям – допустимой нагрузке, типу конструкции, способу крепления к ведомому автотранспортному средству и т. д.
По грузоподъёмности различают три класса тягово-сцепных устройств:
- малые, рассчитанные на буксировку прицепа массой до 1.5 тонны. Их обычно устанавливает на среднеразмерные легковые авто;
- средние, позволяющие буксировать до 2.5 тонн груза. Такие фаркопы устанавливают на легковые авто с кузовом типа универсал, на минивэны или кроссоверы;
- большие сцепные устройства предназначены для транспортировки гружёных прицепов массой до 3.5 тонн. Устанавливаются на классические рамные внедорожники и грузовые/грузопассажирские микроавтобусы.
По типу крепёжной платформы детали фаркопа могут быть скреплены между собой или с помощью сварки, или болтовыми соединениями (сама платформа устанавливается в основном только посредством болтов).
Сварные конструкции считаются более надёжными и практичными, поскольку не требуют ухода – нужно только следить за их состоянием, поскольку металл подвержен коррозии и со временем даже сварные соединения под воздействием неблагоприятных внешних условий могут разрушаться.
Основное преимущество болтовых соединений – их высокая ремонтопригодность. Хотя за их состоянием нужно постоянно следить, в случае разрушения их легко можно заменить, в отличие от сварочного шва.
Пор типам крепления крюка к основной платформе различают следующие разновидности фаркопов:
- несъёмного типа, крепящиеся на балке с помощью сварного шва. Это как уже отмечалось, самый надёжный тип соединения, но в этом случае отсоединить крюк уже не получится. В некоторых странах такая конструкция считается недопустимой;
- условно-съемные конструкции предполагают присоединение крюка к платформе болтовым соединением, которое при правильном использовании оказывается столь же надёжным, как сварка, но зато вы в любой момент времени можете демонтировать крюк, полностью убрав выступающую часть;
- съемный тип фаркопа предполагает использование для соединения крюка с платформой запорного устройства специальной конструкции, позволяющей выполнять операции монтажа/демонтажа без использования дополнительных инструментов, легко и быстро.
Нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД после его установки
Хотя ТСУ является устройством, обладающим относительно небольшими размерами, в большинстве случаев установку этого устройства необходимо должным образом оформлять, поскольку такой механизм считается дополнительным оборудованием, конструкция которого может не сочетаться с конкретной моделью автомобиля.
Если подходить к этому вопросу с юридической точки зрения, то здесь речь идёт об изменении конструкции автомобиля, требующей совершения ряда действий, направленных на легализацию внесения подобных изменений. Но если возможность установки фаркопа предусмотрена автопроизводителем (об этом указывается в пользовательском руководстве), то в этом случае никаких регистрационных действиях предпринимать не нужно. Разумеется, это не относится к самому прицепу.
Возможность применения тягово-сцепного устройства с точки зрения безопасности должна подтверждаться документами, составленными на основании проверки соответствия фаркопа установленным требованиям. Другими словами, внесение таких изменений в конструкция ТС должно быть зафиксировано в регистрационном свидетельстве и техпаспорте автомобиля.
Регистрация ТСУ на легковой автомобиль не требуется, если фаркоп не был установлен на автомобиль штатно, но автопроизводитель предусмотрел возможность его использования. Хотя термин «фаркоп» в законодательстве, связанном с эксплуатацией автотранспортных средств, не встречается, необходимость его регистрации предусмотрена опосредованным образом.
В частности, в «Техрегламенте ТС о безопасности транспортных средств» говорится, что произведённые в обращение узлы автотранспортных средств, имеющие декларации/сертификаты соответствия, считаются не отвечающими требованиям техрегламента Таможенного союза в следующих случаях:
- если одна из характеристик устанавливаемого на автомобиль узла, приведённых в требованиях Техрегламента, не соответствует показателям, зафиксированным в декларации/сертификате соответствия;
- если конструктивные характеристики узла не в полной мере соответствуют параметрам, зафиксированным в декларации/сертификате соответствия.
Другими словами, главным требованием к автомобилю, оснащённому самостоятельно установленным фаркопом, является наличие соответствующего сертификата. Но и в этом случае использование ТСУ может оказаться неправомерным, если его конструкция или характеристики, приведённые в данном документе, не соответствуют требованиям Техрегламента или отличаются от реальных.
Отметим, что под внесением изменений в конструкцию автотранспортного средства понимается изымание предусмотренных конструкцией конкретной модели автомобиля узлов или элементов оборудования, в равной степени как и установка непредусмотренных автопроизводителем, если эти узлы и детали оказывают непосредственное влияние на безопасность ДД.
Фаркоп относится именно к таковым конструктивным элементам, поскольку в случае использования ненадёжной конструкции возрастает риск самовольного отсоединения прицепного устройства, что в любом случае приводит к созданию неконтролируемой аварийной ситуации.
К слову, несъёмные конструкции также считаются небезопасными, поскольку, как мы уже отмечали, повреждения, полученные в результате удара сзади другим транспортным средством, окажутся намного серьёзнее, чем при отсутствии жёсткого сцепного устройства.
О регистрации фаркопа, установка которого производителем не предусмотрена
Если в документации к вашему автомобилю ТСУ упоминается, то вам беспокоиться нечего. Многие модели, особенно «американцы», выпускаются либо с фаркопом, либо со специально оборудованным местом для его установки. Дело в том, что современные легковые автомобили могут иметь разную комплектацию, в зависимости от предпочтений и финансовых возможностей потенциальных покупателей, но при этом отсутствие, например, кондиционера, не означает, что для его установки потребуется вносить какие-либо изменения в конструкцию ТС. То же самое можно сказать и о фаркопе: если в пользовательском руководстве этот узел указан и приводится его парт-номер, вам достаточно обратиться к официальному дилеру донной торговой марки, чтобы вам прислали каталожное сцепное устройство, которое можно установить на предусмотренное изготовителем место без необходимости регистрации устройства.
В таком случае, согласно пункту 20 Техрегламента Таможенного союза, фаркоп считается компонентой автотранспортного средства, установка которого на оказывает влияния на безопасность ДД и не считается внесением изменений в конструкцию легкового авто.
Другое дело, если ТСУ конструкцией конкретной модели не предусмотрено, но и здесь имеются свои нюансы. Формально в этом случае монтаж фаркопа – это изменение штатной конструкции автомашины, которое может оказать влияние на безопасность дорожного движения, причём в сторону ухудшения, что недопустимо.
А значит, вам придётся документально подтвердить тот факт, что установленный конструктивный элемент на повлияет на безопасность авто транспортного средства. Этот документ нужно будет возить с собой в тех случаях, когда вы будете использовать прицепное устройство (или в любом случае, если конструкция фаркопа будет несъёмной).
Наличие такого документа делает необязательной процедуру регистрации фаркопа в ГИБДД с внесением соответствующих изменений в технический паспорт и регистрационное свидетельство. Этим документом является сертификат, прилагаемый обычно к используемому прицепному устройству. В нём приводятся сведения о проведении полевых испытаний фаркопа на предмет его полного соответствия модели вашего автотранспортного средства. Как правило к сертификату прилагается детальная схема и список работ, описывающих процесс «правильного» монтажа ТСУ на авто.
Проще всего для получения сертификата найти официального дилера компании, которая является производителем прицепов, то есть совместить установку фаркопа с приобретением самого прицепного устройства. Консультанты дилера подробно проинструктируют вас о возможности использования сцепного устройства на вашем автомобиле и посоветуют подходящую модель прицепа.
Если получить сертификат не представляется возможным, выход один – регистрация ТСУ в ГИБДД.
Документы, необходимые для регистрации
Итак, мы выяснили, что регистрировать фаркоп в ГАИ не нужно, если у вас имеются следующие документы:
- руководство по эксплуатации, в котором говорится о возможности установки сцепного устройства и приводится его заводской номер;
- документы, выданные продавцом/установщиком фаркопа, в котором подтверждается, что его конструкция соответствует конкретной модели транспортного средства;
- сертификат на ТСУ, подтверждающий, что изделие соответствует требованиям Техрегламента ТС.
Хотя предъявлять эти документы сотруднику ДПС не обязательно, во избежание случаев, когда работник правоохранительных органов всё же посчитает нужным составить протокол и вам потребуется доказывать правомерность использования фаркопа в судебном порядке, лучше всё же, чтобы они присутствовали в автомобиле, по крайней мере, при использовании прицепного устройства.
Если два последних документа отсутствуют, можно попытаться получить их, обратившись к производителю для получения их копий (через сайт или заказным письмом). Вам, скорее всего, не откажут, если вы предоставите доказательства, что приобретали СУ именно у этого производителя.
Но если это было давно, велик шанс, что восстановить документы не удастся. В этом случае у вас есть два варианта:
- приобрести новый прицеп;
- попытаться получить необходимые документы через фирмы, не являющиеся производителем СУ;
- зарегистрировать внесение изменений в конструкцию ТС посредством установки фаркопа в ГИБДД.
В подавляющем большинстве случаев первый вариант оптимальным назвать никак нельзя из-за финансовых соображений. Второй вообще является противозаконным, поскольку такие документы относятся к категории поддельных.
Остаётся регистрация ТСУ, для чего вам необходимо подать в ближайшее отделение ГИБДД заявление установленного образца (о внесении в конструкцию ТС изменения путём установки фаркопа), а также копию ПТС, регистрационного свидетельства и сертификат на используемое сцепное устройство.
После этого автомобиль должен пройти предварительную техническую экспертизу (вам выдадут направление в специализированное учреждение), после чего вам будет предоставлена бумажка, разрешающая процесс монтажа фаркопа.
Установку ТСУ необходимо производить в автосервисе, обладающем правом производить переоборудование легковых автомобилей. По итогам работ вам будет выдана декларация с описанием перечня выполненных монтажных работ. Но и это ещё не всё – после установки сцепного устройства нужно будет пройти ещё одну техническую экспертизу, которая подтвердит безопасность вашего автомобиля после внесения изменений в его конструкцию. По её завершению вам будет выдана соответствующая диагностическая карта.
Все полученные в ходе работ документы следует предоставить в техотдел ГИБДД, после чего в результате визуального осмотра машины вы получите свидетельство, подтверждающее соответствие изменений конструкции ТС требования Техрегламента Таможенного союза.
И только после этого соответствующие изменения вносятся в регистрационное свидетельство и техпаспорт автомобиля.
Отдельно следует рассказать о том, как получить документы на фаркоп, если он уже установлен ранее.
Здесь тоже имеется два варианта решения проблемы:
- демонтаж фаркопа и последующее прохождение полной процедуры по приведённому выше алгоритму (если автопроизводителем монтаж ТСУ не предусмотрен);
- обратиться в СЦ, имеющий соответствующую лицензию, с целью получения сертификата соответствия (если предусмотрена возможность монтажа). В этом случае нужно будет предоставить транспортное средство для проведения диагностики, на основании которой и будет выдан необходимый документ (потребуется предоставить только техпаспорт на фаркоп).
Процедура регистрации
Опишем более детально, как узаконить фаркоп на легковой автомобиль, если возможности получить сертификат соответствия отсутствуют. В этом случае не обойтись без получения регистрационного свидетельства, в которое будут внесены данные о внесении соответствующих изменений в конструкцию ваше автомашины.
Первый ваш шаг – это поиск организации, которая сможет осуществить предварительную техэкспертизу автомобиля. Отметим, что этим правом обладают только определённые испытательные лаборатории, полный перечень которых имеется на офсайте Евразийского экономического союза:
- заходим на сайт (portal.eaeunion.org), в нижнем меню выбираем пункт «Портал общих информресурсов», нажимаем кнопку «Перейти»;
- в верхнем меню выбираем пункт «Открытые данные»;
- на появившейся страничке выбираем подпункт «Техническое регулирование»;
- в нижней части новой странички находим список испытательных лабораторий, имеющих право на выполнение работ по проверке соответствия требованиям техрегламентов стран-членов ЕАЭС;
- осталось отфильтровать этот перечень, для чего в блоке фильтров в поле, обозначенном «Словесное описание сферы…» набираем фразу «о безопасности колёсных» (этого достаточно), после нажатия кнопки поиск задействуем второй фильтр, позволяющий выбрать организацию, расположенную ближе всего к вашему местоположению, указав в поле «Фактический адрес» наименование вашего населённого пункта.
После проведения предварительной техэкспертизы, результатом которой станет документ, разрешающий установку фаркопа, вы получите аналогичное разрешение от ГИБДД.
Последующие действия стандартны: установка ТСУ, прохождение обычного техосмотра с получением диагностической карты (в которой указывается об установке на ТС нового устройства), проведение повторной техэкспертизы, удостоверяющей безопасность автомобиля после внесения изменения в его конструкцию.
Останется только дважды посетить отделение ГИБДД:
- для получения свидетельства о внесении изменений в СУ;
- для получения нового регистрационного свидетельства с отметкой о внесении изменений в конструкцию ТС.
Намного проще демонтировать старый и установить новый фаркоп, но с действующим сертификатом. Тем более что стоимость фаркопа, предназначенного для установки на авто отечественного производства, не превышает 6 тысяч рублей, для иномарок это максимум 10 тысяч рублей. Ваши затраты на проведение экспертиз могут оказаться сравнимыми, а вот само оформление фаркопа в ГИБДД отнимет у вас гораздо больше и времени, и усилий.
Но как узнать, можно ли установить на вашу модель авто сцепное устройство? Оказывается, что это совсем не сложно, не нужно даже рыться в руководстве пользователя. Как правило, на всех автомобилях устанавливается табличка, на которой приводятся базовые данные об автомобиле: название производителя, VIN-номер автомашины, разрешенный максимальный вес, после чего указывается масса автотранспортного средства в снаряжённом состоянии с прицепом. Если эта строчка отсутствует, можно сделать однозначный вывод, что данный автомобиль не может быть использован для буксировки прицепа, и зарегистрировать фаркоп удастся только в случае прохождения полной процедуры.
Штраф за фаркоп, установленный с нарушениями
Если вы проигнорировали процедуру регистрации ТСУ (в регистрационном свидетельстве соответствующая запись отсутствует), внимательный инспектор ГИБДД рано или поздно заметит торчащий сзади фартук фаркопа и поинтересуется, почему он не оформлен надлежащим образом.
Если от вас не последует вразумительного ответа, скорее всего, будет составлен протокол в соответствии с пунктом 12.05 части 1 КоАП, предусматривающим наказание этого нарушения штрафом в размере 500 рублей (внесение в конструкцию автотранспортного средства изменений, не согласованных с ГИБДД), что является нарушением пункта 7.014 («Основные положения по допуску ТС к эксплуатации»).
Кроме того, автоинспектор предпишет вам в письменной форме доставить автомобиль через 10 дней в ГИБДД для проведения осмотра, и если фаркопа при этом уже не будет, всё обойдётся только штрафом. В противном случае регистрацию автомашины аннулируют с внесением государственных номеров в соответствующую базу данных, так что ездить на таком авто вы уже не сможете. До момента уплаты штрафа и демонтажа фаркопа, после чего придётся восстанавливать регистрационное свидетельство по установленной процедуре.
Если вы сможете убедить инспектора, что нарушение непреднамеренное, и вы предпримете неотложные меры по легализации фаркопа (или его снятию), то он может ограничиться и устным предупреждением.
Штраф за незарегистрированный фаркоп относится к нарушениям, подпадающим под действие положения о двукратном уменьшении суммы при оплате на протяжении 20-дневного срока со дня получения постановления.
Можно ли уклониться от штрафа
Итак, что можно предпринять, если фаркоп на вашем автомобиле установлен без документов? Наверняка инспектор ГАИ не оставит этот факт без внимания, квалифицировав его как изменение конструкции автомобиля, подпадающее под действие статьи 12.05.
У вас есть несколько возможностей «выйти сухим» из этой ситуации. Оставим в стороне такую экзотику, как изготовление самого автомобиля по индивидуальному заказу, хотя в этом случае никаких дополнительных регистраций не понадобится.
Наиболее реальный вариант – продемонстрировать работнику ГИБДД, что монтаж фаркопа допускается предприятием-изготовителем, о чём будет прописано в руководстве пользователя. Однако, хотя регистрации ТСУ в этом случае не требуется, инспектор вправе потребовать от вас наличия сертификата соответствия, указывающего, что ваш фаркоп соответствует типу автотранспортного средства. Если с этим всё в порядке, можете смело заявлять о ненарушении пункта 77 Техрегламента, в котором говорится, что установка сцепного устройства на такое авто не является изменением его конструкции.
Второй ваш довод в споре с сотрудником ГИБДД появляется, если конструкция вашего ТСУ предусматривает его снятие. В этом случае фаркоп тоже можно считать деталью, которая не приводит к изменению конструкции автотранспортного средства. Однако здесь шансы на успех уже намного меньше, да и в суде такие доводы могут посчитать недостаточно убедительными.
Наконец, если вы понимаете, что жизнеспособных доводов в вашу пользу нет, следует просто попытаться получить минимальное наказание в виде предупреждения, особенно если конструкция ТСУ съёмная. Попытайтесь убедить инспектора, что вы законопослушный водитель и намереваетесь в ближайшее время (через час, завтра-послезавтра) узаконить или демонтировать приспособление. Впрочем, он и сам может удостовериться в правдивости ваших слов, сделав запрос по соответствующей базе – вам нужно только быть уверенным, что за вами не числится никаких нарушений ПДД в течение последних шести месяцев.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что такое полезное устройство, как фаркоп, будет приносить пользу только в том случае, если оно установлено в полном соответствии с требованиями закона. Да, для этого придётся потратить немало времени и средств, но зато вы будете уверены, что избавите себя от нервотрёпок, связанных с оспариванием правомерности наличия сцепного устройства перед сотрудниками ГАИ.