В качестве эксперта выбран человек из Великобритании, который уже 12 лет, невзирая на погоду, практически каждый день садится в свой мотоцикл – Крис Коуп. Как известно, Соединенное Королевство славится обилием дождей, поэтому дороги тут практически всегда мокрые. Лучшего эксперта, чем Коуп, для рассмотрения вопроса о том, как ездить на мотоцикле под дождем, не найти.

Все начинается с резины…

Шины – аксессуар, который рассматривается многими владельцами байков как вращающиеся куски резины. Но в действительности покрышки имеют большее значение для езды в различных погодных условиях. Это сочетание разнообразных химических компонентов с определенным дизайном рисунка протектора, которое создается производителем под определенные эксплуатационные условия и технические характеристики байков.

Если нет специфических требований к покрышкам, таких как обеспечение высокой проходимости или сцепления с трассой, эксперт рекомендует покупать резину, обеспечивающую контроль и стабильность на мокрой дороге. Сам Крис отдает предпочтение серии Michelin Road, но отмечает, что неплохие модели есть у Pirelli, Bridgestone, Metzeler и Avon.


Стиль езды и класс мотоциклов влияет на тип шин, а также технические и эксплуатационные требования к ним. Например, крейсерские, тяжелые туристические модели не отличаются притязательностью к покрышкам. Зачастую это не очень хорошие образцы. Их выбирают байкеры, предпочитающие поездки в солнечную погоду, уделяют больше внимания техническому состоянию самого байка, нежели стилю езды. Такая тенденция сильна в США, хотя последнее время флагманы крейсерского класса мотоциклов Harley и Indian переключились на европейский рынок.

Но независимо от того, какой тип байка выбран, эмпирическое правило профессионала заключается в выборе лучших шин для влажной погоды, которые владелец может себе позволить. Этого правила стоит придерживаться, даже если приходится жертвовать износостойкостью или практичностью при езде по сухому асфальту.

Правильная экипировка

Как только решается вопрос с шинами, выбрана походящая модель «для воды», нужно уделить внимание подготовки тела. Это означает покупку приличного снаряжения для дождя. Промокнуть на мотоцикле – значит быстро замерзнуть, что опасно для здоровья. Когда человеку холодно, снижаются его физические и умственные способности.

Есть два вида снаряжения для дождя: то, что байкер надевает, когда думает, что дождь может пойти, и то, что его реально спасает от дождя. Водонепроницаемый текстиль и кожа — что выбрать? Опыт показал, что первый материал не спасает от влаги.

Куртка Oxford Montreal 3.0 и брюки Montreal 2.0 – экипировка, защищающая от дождя. Это удобные, пригодные для повседневного использования вещи, на которые можно положиться. Они реально не пропустят воду на протяжении всего путешествия. На самом деле высококачественный комплект, такой как Aerostich Roadcrafter R-3, может противостоять ливню в течение достаточно долгого времени, но в конечном счете тоже промокнет, если путешествовать под дождем целый день.

Для плохих погодных условий лучше всего подойдет снаряжение Old Certain School Rain Definite. Это уродливое, пластичное вещество, которое накладывается на обычное снаряжение, но дает водонепроницаемость. Оно не обеспечивает естественную вентиляцию, не выглядит круто, но эффективно защищает от влаги. После тестирования экипировки от Ричи, Хелда, Вайса и Фуригана, Крис остановил выбор на куртке Dens-Dust и D-Custa. Это экипировка, которая необходима, чтобы быть хорошо готовым к любым погодным условиям.

Чай и пирожные – друзья байкера

Не стоит рассматривать непогоду как препятствие, которое во что бы то ни стало необходимо преодолеть. Соревнование с погодой — не всегда хорошая идея. В некоторых случаях лучшим решением станет остановка.

Если путешествие проходит не по дорогам тихоокеанского северо-запада или Британских островов, может быть хорошей идеей зайти в ближайшее кафе, как только начнется дождь. Это связано с тем, что остатки нефтепродуктов и дорожная грязь при намокании и смешивании на дорожном покрытии превратят его в каток. Тут лучше заказать кофе, что-нибудь еще и дать дождю 30 минут или около того, чтобы смыть все опасное с дороги. Но кратковременный дождь не сможет создать угрозу, поэтому стоит ориентироваться по погодным условиям.

Дороги очень редко сухие в течение нескольких дней подряд в Blighty, поэтому накопление на них нефти и грязи менее вероятно. Вопрос поиска убежища особенно актуален, если запланировано долгое путешествие. Даже лучшая экипировка не дает 100-процентной гарантии защиты от дождя. Тут лучшим решением станет остановка для обогрева, сушки вещей и отдыха — физического и морального.

Избегайте радужных луж

Дождь не смывает все масло и грязь с асфальта, поэтому нужно внимательно следить за дорогой. Байкер должен делать все возможное, чтобы избежать ярких радужных луж, которые появляются на перекрестках с круговым движением. Но не стоит резко и беспорядочно отклоняться, чтобы объехать их. Если «нефтяной патч» остался не замечен на достаточном расстоянии, чтобы совершить маневр в контролируемом режиме, не нужно паниковать и жать на тормоза. Правильное решение – проехать через такую лужу, сохраняя контроль и равновесие.

Профессионалы часто преодолевают радужные участки дороги на большой скорости, создавая множество брызг, но это не всегда безопасно. Оптимальное решение – проезжать такие «нефтяные» пятна на крейсерской скорости с сохранением полного контроля ситуации. То же самое относится к крышкам люков, мостовым компенсаторам, железнодорожным путям, дорожной разметке, пешеходным переходам и другим опасностям, которые становятся скользкими при добавлении влаги. Их следует избегать во время дождя, и можно спокойно кататься по ним в сухую погоду.

Получить физический навык

Эксперт рекомендует пройти курс обучения управления мотоциклом на бездорожье, даже если байкер предпочитает ездить по ровному асфальту. Это поможет стать уверенней и сохранять спокойствие в различных дорожных ситуациях.

Один из основополагающих моментов на таких курсах — изучение правильного перемещения тела, перенос центра тяжести. Чаще всего «правильное место» находится близко от земли. Это может быть так же просто, как смещение корпуса ближе к баку или перенос веса на колышки. Однако не стоит менять стиль кардинально, чтобы он негативно повлиял на комфорт поездок.

В общем, ливень – это не лучшая ситуация, чтобы попробовать что-то новое в движении. Просто нужно помнить, как и где располагать тело — это поможет в маневрировании. Самое главное — не нужно быть слишком жестким или расслабленным. Нервы могут заставить напрячься, но нельзя позволять им преобладать.

Внимание, бдительность, осторожность

Нужно делать все возможное, чтобы избежать неустойчивых движений и внезапных остановок. Ключ к достижению этого – концентрация внимания на дороге. Тут важно прилагать все усилия, чтобы предвидеть проблемы и придумывать способы борьбы с ними. Другими словами, байкерам стоит кататься, как учит RoSPA – Королевское общество по предотвращению несчастных случаев, одна из нескольких британских организаций, которые учат безопасной технике управления транспортными средствами.

Плохая видимость, характерная для езды под дождем, затрудняет сканирование дороги, поэтому нужно сбросить скорость. Байкеру нельзя ездить быстрее, чем он способен реагировать. Совет имеет двойную выгоду: увеличит шансы увидеть препятствие впереди, а также мотоциклиста не ослепит влага, которую создают колеса автомобилей, опережающих байк.

Поиск сухих участков дороги

Мотоциклы уверенней себя чувствуют на сухом асфальте, поэтому нужно стремиться двигаться по ним. После прекращения дождя благодаря интенсивному движению автомобилей образуются сухие зоны в районе прилегания к дороге шин или посредине полосы. Последний вариант – результат перемещения воздушных масс грузовиками.

Но следует учитывать, что фуры и длинномеры создают большое количество водяной пыли, поэтому нельзя ехать слишком близко к ним. Нужно быть особенно осторожным при обгоне большого грузовика — распыление от гигантских колес ослепляет.

Сохранять спокойствие

Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются при езде под дождем байкеры – присутствие других участников движения. Даже привыкшие к мокрому асфальту британские водители немного нервничают, когда идет дождь, становятся менее наблюдательными и более непредсказуемым. В Южной Калифорнии дождь – настоящее бедствие, он заставляет людей ездить, как будто они оказались заперты в автомобиле с роем шершней и гадюк. В России это могут быть лоси, лягушки, мигрирующие через дороги в водоемы, различные мелкие животные и мошкара.

Не стоит обращать внимание на людей, их ошибки, пытаться разговаривать с ними об этом. Результат – пустая трата времени, умственной, психической энергии, что негативно скажется на концентрации во время дальнейшего движения.

Причина, по которой люди ведут так себя на дороге во время дождя, заключается в том, что взгляд водителя перемещается на панель управления. Водитель концентрирует внимание на поиске переключателя стеклоочистителя, пытается выяснить, почему что-то не работает, ищет радио для прослушивания прогноза погоды или отвлекается на усталость, напряженность плечевого пояса. Когда водитель сосредотачивается на ошибках других, он сам начинает их совершать. Решение проблемы – сосредоточиться на дороге.

Нужно наблюдать за другими участниками дорожного движения, не сердиться из-за их ошибок, но вовремя реагировать на них. Это залог безопасной и комфортной езды по мокрому асфальту на байке.