Хотя грузовики не являются главными экспонентами выставки, они здесь присутствовали в изобилии. Но в основном в качестве носителей оборудования, от каналопромывочных комплексов до мобильных кранов.
В качестве примера размаха выставки Bauma-2019 — стенд компании Liebherr.
Тон задавала корпорация Volvo с пятьюдесятью экспонатами, представленная на выставке двумя подразделениями: Trucks и Construction. Оба сосредоточились на новейших тенденциях: автоматизация, связь и электропривод. Так, фирма объявила о предстоящем переводе всех компактных экскаваторов и колесных погрузчиков на электрический привод. В таких рамках на «Бауме» были представлены обе эти линейки. Их серийный выпуск начнется в середине 2020 года, после чего Volvo планирует прекратить разработку аналогичной дизельной техники.
Крупный производитель тяжелых тралов — голландский Broshuis получил крупный заказ на 50‑тонные тралы от армии Норвегии.
Вершиной инновационных технологий Volvo стал экспериментальный автономный электро-самосвал HX 02. Концепт второго поколения уже работает в одном из шведских карьеров и доказал свою эффективность: его конструкция позволяет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу на 95%, а стоимость эксплуатации на 25%. Он является результатом совместного исследовательского проекта Volvo — крупного клиента Skanska Sweden и двух шведских университетов.
Инновации от Volvo: беспилотный электродумпер HX 02 уже используется в карьерах.
Ближайший конкурент, шведская Scania, показала свое видение строительной отрасли на ближайшее время. Она, в отличие от соседа, продолжает делать ставку на улучшение проверенных технологий. «В то время как электрификация и другие альтернативы набирают обороты, двигатель внутреннего сгорания все еще может внести свой вклад», — заявил Александр Власкамп, руководитель Scania Trucks. У шведской компании сейчас девять различных дизелей, работающих на альтернативных видах топлива, включая гидрированное растительное масло (HVO), биодизель, биогаз и биоэтанол, в диапазоне мощности от 280 до 580 л. с. Эти виды топлива позволяют сократить выбросы CO2 до 90%. Также обновились популярные двигатели DC09 и DC13; в результате удалось сократить потребление топлива еще на 2%. Характерным примером комплексного решения мог служить 8‑кубовый бетоносмеситель на шасси Scania G 410. Его 13‑литровый рядный 6‑цилиндровый двигатель работает на природном газе (СПГ) и может работать на биогазе. Гибридный итальянский миксер CIFA при этом вращается с помощью электродвигателя.
Пример комбинированного газо-электрического бетоносмесителя Scania.
Похожим образом поступил и баварский концерн MAN. Среди 11 экспонатов тоже не было прорывно-экспериментальных образцов. Основной упор сделан на уменьшение собственной массы машин, топливную экономичность их двигателей, а также на электронные системы управления и безопасности. Примером оптимизации веса служит четырехосный бетоносмеситель нового поколения. Для строительной техники разработан новый, более легкий гипоидный тандемный мост. По сравнению с применявшимися ранее мостами с допустимой нагрузкой 13 тонн, инженерам удалось получить весовое преимущество в 180 кг. Планируемый на 2019 год переход на новую серию двигателей MAN D15 уменьшит массу шасси еще примерно на 230 кг. В результате собственный вес шасси составит 8,95 тонны. Новый 9‑литровый двигатель D15 с тремя уровнями мощности (330, 360 и 400 л. с.) для серий TGS/TGX придет на смену проверенному двигателю D20 стандарта Евро-6. Рабочий объем этого рядного 6‑цилиндрового двигателя составляет 9037 см3, а максимальный крутящий момент — 1600 Нм (для варианта с 330 л. с.) и с каждым уровнем мощности увеличивается на 100 Нм.
Эволюционное развитие MAN: четырехосный миксер «похудел» на 410 кг.
Обновилось и все семейство двигателей в целом — D08, D26 и D38 стандарта Евро-6, которые появятся на рынке в 2019 году. Модель D26 выходит на старт полностью переработанной. По сравнению с предыдущей версией, она получит дополнительные 10 л. с. мощности и 100 Нм крутящего момента. Таким образом, ее новые уровни мощности — 430, 470 и 510 л. с. В результате всех мер по оптимизации, направленных на повышение экономической эффективности, полезная нагрузка увеличилась на 80 кг, а снижение расхода топлива достигло 4%. Увеличены интервалы замены масла для двигателей, к примеру, для D38 они могут составить, в зависимости от интенсивности использования, до 140 000 км.
Двигателестроители занимают отдельный павильон. 30‑литровый дизель V16 от Liebherr устанавливается на тяжелую технику.
На своей «домашней» выставке баварцы показали специальную модель XLION с просторной кабиной XLX, которая отличается обновленным улучшенным интерьером. В следующем году его получат и все модели серий TGL, TGM, TGS и TGX экологического класса ниже Евро-6. Электронные системы Stop&Go, ComfortSteering и LaneReturnAssist теперь внедрены не только на «старших» тягачах, но и на других модификациях.
Крупный производитель колесных кранов Grove Corp. представил новую кабину Vision Cab-2020.
Электронными «примочками» отличается и линейка машин концерна Daimler. Однако на «Бауме» присутствовал лишь немецкий Mercedes, остальные филиалы не выставлялись. Зато Mercedes отметился полным рядом коммерческого транспорта, от пикапов и фургонов X-Class, Citan, Vito, Sprinter до тяжелых строительных Arocs, Zetros и Econic.
Отдельное направление — самоходные платформы для неделимых грузов. Именитая Scheuerle показала комбинацию полной массой 600 т на гидроподвеске.
Главным аспектом шоу стало применение известных систем Active Drive Assist, Lane Keeping Assist, Active Brake Assist 5, Predictive Powertrain Control и Sideguard Assist на всех семействах. Кроме того, на строительных версиях Actros и Arocs теперь тоже доступна электронная система MirrorCam с видеокамерами заднего вида вместо обычных наружных зеркал. Единственной «механической» новинкой стенда штутгартцев выступал самосвал Zetros 4043 с 16‑кубовым кузовом Meiller для третьих стран, на котором впервые применена колесная формула 6х4.
Появление колесной формулы 6х4 поможет увеличить продажи модели Zetros.
Кроме четырех перечисленных марок, на шоу была экспозиция IVECO, никаких новинок не представившая. Увы, помимо грузовых гигантов, специализированные ателье на выставку не приехали. Не было узких фирм-«спецов»: GINAF, MOL, Terberg, Maurer, Estepe и прочих. Впрочем, их продукцию можно было встретить на других стендах в качестве носителей оборудования. Так, удлиненные многоосные (12х4 и даже 14х4) шасси активно используются как база для бетононасосов и подъемников фирмами Schwing, Putzmeister, Cifa, MPG, Bronto и другими. Дополнительные оси для них поставляют известные марки BPW, SAF, Gigant.
В качестве носителя коленчатого подъемника выступает шасси Scania 14x4, доработанное ателье Estepe.
Еще одно важное направление, представленное на выставке, — карьерные самосвалы. Разумеется, присутствовали все гранды этого направления: Caterpillar, Komatsu, Liebherr и другие. Важным конкурентом в этом сегменте выступает теперь концерн Volvo, у которого ранее не было в линейке тяжелых машин класса «60+ тонн». После недавней покупки американского Unit Rig в программе появились и они. Так, на шоу было показано новейшее поколение 95‑тонного карьерника R100E. Машина полной массой 164 000 кг приводится в действие не собственным дизелем, а американским Cummins QST30. Разумеется, скоро его заменят собственным.
C новым карьерником R100E компания Volvo вошла в тяжелый сегмент.
С карьерными самосвалами связана и последняя разработка компании Metso — именитого производителя кузовов для них. Внутренняя поверхность его стального кузова облицована квадратами плотной резины. Как показали испытания, такая конструкция несет ряд преимуществ: обеспечивает увеличение в 6 раз жизненного цикла при 30% снижении собственного веса и снижает шум и вибрации. При этом поврежденные участки легко заменяются.
Инновации в карьерных кузовах — резиновое покрытие от Metso.
Наконец, следует признать, что Россия на немецкой «Бауме» практически не присутствует. Это и понятно, ведь у нас существует ее филиал, где и показываются местные новинки. И все-таки пара российских стендов в Мюнхене была. Одним из экспонентов был «Кургандормаш» с мини-погрузчиком «Термит-1000». С 60‑сильным дизелем Hatz при однотонной грузоподъемности, он пользовался огромным интересом. Что и неудивительно, учитывая смешную для Европы цену в 29 000 евро.
«Наши на Бауме»: стенд курганцев пользовался популярностью.
Другим участником был ТОНАР со своим 100‑тонным трехзвенным автопоездом 9540. С помощью многолетнего партнера — голландской фирмы Mitra завод из Подмосковья продал уже несколько десятков таких поездов в разные страны мира, от Иордании до Ганы.
Из дорожной техники крупнейшим на шоу был ТОНАР-9540.