Хотя срок службы автомобильных аккумуляторов по паспорту составляет 5–7 лет, в действительности они ходят намного меньше. Поэтому замена АКБ – операция довольно распространённая. Опытные водители, скорее всего, знают, куда можно сдать нерабочую батарею и сколько за неё удастся выручить.

Этот материал посвящается тем автовладельцам, которые ранее не сталкивались с проблемой, куда деть старый аккумулятор. Просто выбросить источник питания – идея откровенно плохая, но в настоящее время практически во всех городах имеются пункты утилизации. Как утилизировать АКБ просто, быстро и выгодно, вы сегодня и узнаете.

Опасность бесконтрольной утилизации

Состав наиболее распространённых свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов известен. Его пластины изготавливаются из тяжёлого металла – свинца, при этом анодные пластины имеют покрытие из диоксида свинца. Этот металл вместе со своими химическими соединениями и является основным вредным фактором АКБ. Его в обычном 55-амперном аккумуляторе много – 15–17 кг.

Свинец, хотя и не настолько токсичен, как, например, ртуть, считается вредным для окружающей среды и здоровья людей. Но в автомобильном аккумуляторе, кроме тяжёлых металлов, содержатся также растворы кислот и щелочей, которые также способны наносить существенный вред, попадая в почву.

Именно поэтому правительства многих стран создают благоприятные условия для сдачи отработанных батарей на повторную переработку. Существует такая практика и в России, причём не одно десятилетие. Но следует различать стихийную утилизацию от цивилизованной. Первая предполагает сдачу АКБ в пункты приёма цветных металлов, вторая – в специализированные пункты, легально занимающиеся переработкой подобной продукции

Отечественное законодательство предусматривает административную ответственность за выбрасывание батарей в обычные контейнеры для мусора. Поскольку их содержимое в большинстве случаев оказывается на свалках, электролит неизбежно выливается наружу, заражая почву и распространяясь через грунтовые воды на окружающие территории. Столь же негативное воздействие оказывают и тяжёлые металлы, используемые при производстве АКБ. Не следует забывать, что валяющийся без присмотра старый аккумулятор может стать объектом внимания детей, любящих разбирать такие предметы, а это – непосредственная угроза их здоровью.

Куда можно сдать старый отработанный аккумулятор

Если вы не знаете, имеется ли в вашем городе пункт по приёму отработанных батарей, просто посетите автомобильный рынок – там наверняка имеются точки, занимающиеся продажей аккумуляторов. Поспрашивайте продавцов – они вам подскажут, где в вашем городе можно сдать отработавшую своё батарею, или же сами предложат забрать её за определённое вознаграждение. Если вы планируете приобрести новый аккумулятор, такое предложение может оказаться выгодным.

Примерно такая же ситуация характерна для многих автомагазинов, которые также не отказываются принимать АКБ на утилизацию. То есть вам даже не нужно искать специализированные пункты приёма, куда можно сдать старый аккумулятор вашей машины.

А ведь есть ещё и конкуренция со стороны упоминавшихся пунктов приёма цветных металлов. Столь высокий интерес к отработанному материалу объясняется достаточно просто: для приёмщиков это отдельная статья дохода, причём неплохая. Насобирав приличную партию таких АКБ, они сдают их оптовым покупателям, которые уже непосредственно сотрудничают с заводами, изготавливающими аккумуляторы – они используют вторсырьё, перерабатывая его и пуская на производство пластин повторно.

Переработка у них полностью автоматизирована, от разборки корпуса и слива электролита до изъятия пластин и очистки их от загрязнений.

Некоторые приёмщики практикуют восстановление аккумуляторов, заряжая их мощными ЗУ по специальному алгоритму. Если удаётся повысить таким способом ёмкость до значений, пригодных для эксплуатации, его продают по цене, превышающей стоимость скупки, обычно – для эксплуатации на протяжении летнего периода.

Для производителей АКБ переработка вторичного сырья обходится значительно дешевле приобретения чистого свинца, поэтому они заинтересованы в таком кругообороте. Разумеется, выгода будет более весомой, если организовать скупку крупнооптовыми партиями, что мы сегодня и наблюдаем. Так что проблем, куда девать отработанную батарею, возникнуть не должно, вне зависимости от величины населённого пункта, в котором вы проживаете.

Условия приёма АКБ

Решив сдать автомобильный аккумулятор, вы можете столкнуться с ситуацией, когда разные скупщики будут предлагать свои условия сделки, зачастую различающиеся кардинально.

Одни предлагают фиксированную цену за единицу, у других ценник формируется в зависимости от ёмкости батареи, третьи могут выставлять стоимость в зависимости от веса АКБ. Стоит также поинтересоваться, не полагается ли скидка на новый аккумулятор при сдаче в утиль старого.

В любом случае именно вам предстоит определить, где выгоднее сдать отработанный источник питания.

По большому счёту вас не должна беспокоить судьба сданной батареи, но если вы заботитесь о сохранности природной среды, то лучше обходите стороной частных приёмщиков, предпочитая крупные автомагазины. Они гарантированно работают с оптовиками, которые либо сами занимаются переработкой, либо сдают батареи специализированным предприятиям, где процесс переработки налажен в соответствии с нормами экологичной безопасности, исключающими попадание вредных материалов в природную среду.

Типичная технология переработки свинцово-кислотных и иных разновидностей автомобильных аккумуляторов для повторного использования в основном производстве состоит из нескольких этапов:

  • сначала электролит (раствор кислоты или щёлочи) аккуратно сливается в специальные резервуары, где посредством химической обработки жидкости разделяются на компоненты, воду и кислоту или щёлочь, а последние составляющие впоследствии нейтрализуют, обычно тоже химическим или электрохимическим способом;
  • корпус батареи разбирается, после чего приступают к обработке внутреннего содержимого АКБ;
  • и пластик, и свинец подлежат отправке на предприятия, занимающиеся переработкой этих компонентов, остальные материалы, представляющие хоть малейшую опасность для окружающей среды, подлежат уничтожению или утилизации в спецхранилищах.

Каждый водитель должен понимать, что утилизация автомобильного аккумулятора – это не только способ получения денег за использованный продукт, но и внесение посильного вклада в нужное дело защиты окружающей среды. К перерабатывающим предприятиям тоже применяются ограничительные меры: они должны обладать лицензией на осуществление подобной хоздеятельности и соблюдать все нормативные требования, относящиеся к переработке и утилизации экологически опасных материалов.

Вполне возможно, что тот приёмный пункт, в который вы обратились, работает не со всеми видами автомобильных аккумуляторов, отказываясь принимать гелевые, щелочные или иные разновидности аккумуляторов. В этом случае стоит поискать другого приёмщика – наверняка таковые имеются в вашем городе.

Сколько может стоить старый аккумулятор

Не стоит идти в пункт приёма, не ознакомившись хотя бы приблизительно с существующей на данный момент рыночной конъюнктурой в данной сфере. Разумеется, при этом нужно знать ёмкость отработанной батареи.

Стоимость при рыночных отношениях – величина переменная, к тому же зависящая от многих локальных факторов. Так, в 2020 году в российских мегаполисах АКБ малой ёмкости сдают по цене от 300 рублей, за аккумуляторы большой ёмкости можно выручить до 3000 рублей.

Разумеется, стоимость будет выше, если автомобилист доставляет отработанную батарею в пункт приёма вторсырья самостоятельно.

Некоторые приёмщики при определении стоимости исходят из общего веса АКБ, за вычетом веса пластикового корпуса, определяемого по специальной формуле. Желательно перед поездкой узнать о текущем уровне цен, позвонив по контактным номерам.

Но у мелких скупщиков, где можно получить больше денег, зачастую нет условий для переработки батарей. Поэтому предпочтительнее сотрудничать с крупными приёмщиками, обладающими соответствующими лицензиями и заинтересованными в том, чтобы скупать такие АКБ в больших объёмах и передавать их на последующую обработку в соответствии с действующим законодательством.