Как определить качество бензина? Почему качественное топливо продают только на определенных заправках? Визит на АЗС в России вызывает много вопросов. И зачастую все объяснения сводятся к уровню модернизации на НПЗ. Однако важно не только изготовить качественное топливо, но и надлежащим образом его сохранить на пути к потребителю.
Технологический отсек может быть открыт только в определенной, разрешенной конкретному автомобилю зоне.
КАЧЕСТВО С ДОСТАВКОЙ
Как известно, одной из главных проблем компаний, транспортирующих нефтепродукты на дальние расстояния при помощи автотранспорта, является несанкционированное использование содержимого цистерны, или, попросту говоря, кража топлива во время пути. Даже из тех сообщений, которые попадают в прессу, можно сделать вывод о том, что в течение года насчитывается 10–15 фактов кражи топлива. Можно предположить, что незафиксированных фактов несанкционированного слива из цистерн (или подмены нефтепродукта низкокачественным топливом, водой или другим видом топлива) на порядок больше. Неудивительно, что эта проблема вышла на уровень правительства РФ. Есть сведения, что готовится законодательная база, регулирующая так называемую сохранную доставку с гарантией для клиента. Пока же для решения столь актуальной проблемы отечественная промышленность («Промприбор», «Техносистемы») предлагает системы электронного пломбирования. Они поставляются на заводы-изготовители цистерн (ГрАЗ, «Сеспель», НефАЗ), а также сервисным центрам и организациям, осуществляющим дооснащение, ремонт и сервисное обслуживание специальной техники, находящейся в эксплуатации. Однако готовых отраслевых решений «под ключ» с высоким уровнем защиты от взлома на рынке не так уж много.
Самыми удобными и быстрыми путями несанкционированного доступа к продукту в загруженной автоцистерне являются крышка отсека и донный клапан.
В этой связи особенно интересно обратиться к опыту компании «Газпром нефть», включившей «зеленый свет» продвижению цифровых технологий в сегменте техники для перевозки опасных грузов. В оперативном управлении транспортного подразделения более 1200 машин собственного парка и партнеров. Штат водителей — 860 человек. Они совершают от 600 до 800 рейсов в сутки. По каждой поездке в режиме реального времени в удаленный диспетчерский центр передается информация по почти 20 параметрам. Автопоезда отображаются на спутниковой карте, диспетчер отслеживает местоположение, маршрут передвижения, техническое состояние автоцистерны, скоростной режим и стиль вождения, читай — отношение водителя к грузу. На основе последнего каждый водитель автоцистерны «Газпром нефти» получает своеобразный «рейтинг надежности», где показатель ниже 90% считается неудовлетворительным.
Если доступ не санкционирован, сработает красный индикатор на борту.
В систему онлайн-мониторинга включено более 2,5 тыс. разрешенных геозон — нефтебаз, транспортных участков и других инфраструктурных объектов. В случае нештатной ситуации, нарушения графика движенияф, а также незапланированных остановок программа направляет мгновенные уведомления. Программное обеспечение позволяет формировать специальные отчеты для базового контроля за местоположением транспорта, а также строить визуальные треки пройденного маршрута за заданные промежутки времени.
Слив топлива на АЗС — процесс несложный, но ответственный.
«Мы изучили все существующие решения на рынке перевозок нефтепродуктов, взяли лучшее и назвали это комплексное решение цифровым бензовозом», — говорит генеральный директор компании «Газпромнефть транспорт» Алексей Богданов. Разберемся, что представляет собой эта система в деталях.
Видеокамеры фиксируют ситуацию на дороге и внутри кабины.
В единое решение интегрированы и тягач, и полуприцеп. Бортовой модуль мониторинга, устанавливаемый в автомобиль, включает в себя модем связи, микропроцессор, энергонезависимую память. Кроме этого, на автомобиль установлены датчики-гироскопы, фиксирующие ускорения, торможения и крены. Для дополнительного контроля безопасности на каждом тягаче установлены видеокамеры, которые фиксируют ситуацию на дороге и внутри кабины (записывается видео с рабочего места водителя).
Система опознает водителя по карте тахографа.
Еще одним базовым элементом системы мониторинга является удаленный сервер (используются разные «облака»). Это звено в цепи, соединяющее модуль мониторинга с интерфейсом управления. На сервере обрабатываются и хранятся данные, полученные от модулей мониторинга, а также дается доступ к этим данным для зарегистрированных пользователей.
В течение суток суммарно со всего парка генерируется порядка 22 тыс. часов видео. Обработать такой объем информации в ручном режиме невозможно. Поэтому для обработки сигналов применяют нейронные сети. На сегодняшний день инженеры-программисты научили систему искусственного интеллекта распознавать по видеопотоку, пристегнут ли водитель ремнем во время движения. На очереди и другие кейсы, связанные с безопасностью движения и человеческим фактором.
Если же говорить о сохранности груза в пути, за этот функционал отвечает целый комплекс гарантированной доставки. Специалисты говорят, что самыми удобными и быстрыми путями несанкционированного доступа к продукту в загруженной автоцистерне являются крышка отсека и донный клапан. Именно поэтому комплекс включает в себя датчики открытия заливных горловин и электронный замок технологического шкафа, который обес-печивает неприкосновенность донных клапанов.
Пробы и сертификаты хранятся на АЗС до полной реализации партии нефтепродукта.
Наличие и работоспособность каждого датчика проверяется контроллером с определенной частотой. В случае открытия заливной горловины или технологического шкафа информационный центр в течение одной минуты получит тревожный сигнал. Отсек может быть открыт только в определенной, разрешенной конкретному автомобилю зоне, которая на карте оператора отображается зеленым ареалом. Работа сливного оборудования вне этой зоны регистрируется как нештатная ситуация.
«К решению, которое можно тиражировать, мы пришли методом проб и ошибок, — говорит Алексей Богданов («Газпром-нефть-Транспорт»). — Оптимальный для нас вариант оборудования, который мы используем в настоящее время, — это комплект стоимостью 160 тыс. рублей на один бензовоз с трехлетней гарантией. Считаю, что нам удалось выполнить две цели: полностью закрыть контур бензовоза цифровым решением и сделать это с помощью относительно недорогого технического устройства».
Гендиректор компании «Газпромнефть-Транспорт» Алексей Богданов.
Мониторинг в экспресс-лаборатории позволяет немедленно остановить реализацию некачественного продукта.
Каким бы современным ни был цифровой бензовоз, он остается средством повышенной опасности, ведь это 25 тонн легковоспламеняющейся жидкости, которую везут по дорогам общего пользования мимо жилых кварталов, автобусных остановок, среди других участников движения. Именно поэтому за рулем такого автопоезда всегда должен находиться водитель-профессионал. «Мы не можем себе позволить инвестировать в чудо, — говорит Алексей Богданов. — Компания инвестирует в системный подход для безопасности дорожного движения. И наша задача выявлять человеческий фактор, подстраховывая его современными техническими решениями».
КОНТРОЛЬ ВЕЗДЕ
Важно в целости и сохранности доставить нефтепродукты на АЗС, но не менее ответственное дело — отпустить высококачественное топливо конечному потребителю. И в этом процессе тоже много значимых деталей. Взять, к примеру, разгрузку топлива — процесс не столько сложный, сколько ответственный. В процессе слива каждого отсека в обязательном порядке отбираются пробы топлива — на тот случай, если потребуется подтвердить его качество. Пробы и паспорта качества (выдаются нефтебазой) хранятся на АЗС до полной реализации партии нефтепродукта, так что в случае каких-либо разбирательств определить, откуда, куда, что и какого качества привезли, не составит труда. Собственно говоря, все вышеизложенное происходит на любой сетевой АЗС.
Новое топливо «Опти» разработано специально для сети АЗС «Газпромнефть».
И все же в сети «Газпром нефть» имеются свои особенности. Мы их увидели. Дополнительной гарантией неизменно высокого качества топлива на АЗС является работа мобильных лабораторий. Несколько лабораторий, построенных на базе малотоннажных фургонов, не реже раза в месяц посещают все АЗС сети. По пробам, взятым на местах, определяются фактическое октановое (для бензина) или цетановое (для дизеля) число, содержание серы (нормируется техническим регламентом), наличие деструктивных примесей. Анализ в экспресс-лаборатории позволяет решить две важных задачи. Во-первых, немедленно остановить реализацию некачественного продукта. Во-вторых, по результатам тестирования определить дальнейшую судьбу некондиционного продукта. В случае если отклонение от показателей незначительное, содержимое резервуара восстанавливается поставкой топлива с запасом по качеству.
Если у клиента сомнения в точности налива, он может воспользоваться мерником — такой инструмент должен быть на каждой АЗС.
«Ежегодно таких случаев считанные единицы, — комментирует генеральный директор «Газпромнефть-Лаборатория» Виктор Чуяков. — Мы считаем, что в компании вполне налажена система контроля качества, которая позволяет своевременно фиксировать все отклонения и принимать меры, чтобы клиенты получали только качественное топливо».
Говоря о технологическом уровне современного топлива класса Евро-5, эксперт упомянул это как фактор прогресса для двигателестроения. Высокая отдача двигателей новых поколений, их работа на форсированных режимах обусловлена тем, что в топливе практически нет вредных примесей (в том числе серы и свинца). «Поэтому топливо уровня Евро-5 — это не только задел для экологии, но и весомый стимул для дальнейшего совершенствования двигателей внутреннего сгорания, которые еще не отжили свой век», — отметил Виктор Чуяков.
Гендиректор компании «Газпромнефть-Лаборатория» Виктор Чуяков.
Специально для сети АЗС «Газпромнефть» разработано новое топливо «Опти», оно содержит высокотехнологические компоненты последнего поколения, которые при регулярном использовании очищают топливную систему от нагара и отложений. Представлено топливо для бензиновых и дизельных двигателей. Дизель «Опти» изготавливается с применением модернизированных технологий гидроочистки и депарафинизации, что обеспечивает стабильность характеристик топлива в зимнее время.